Проект Закона КР "О государственном стратегическом управлении в Кыргызской Республике"

Проект


ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


О государственном стратегическом управлении в Кыргызской Республике


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона

  1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между участниками процесса государственного стратегического управления в Кыргызской Республике, и устанавливает правовые основы координации деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления в рамках стратегического управления. 
  2. Настоящий Закон устанавливает основные принципы, ответственность участников и систему документов государственного стратегического управления, и распространяется на отношения, связанные с инициированием, разработкой, утверждением, реализацией, мониторингом и оценкой реализации, внесением изменений и завершением государственных стратегических документов. 
  3. Порядок организации стратегического управления по вопросам обороны и обеспечения национальной безопасности осуществляется с учетом законодательства Кыргызской Республики в указанных сферах.


Статья 2. Правовое регулирование государственного стратегического управления 

Правовое регулирование государственного стратегического управления основывается на Конституции Кыргызской Республики и осуществляется в соответствии с конституционными законами, настоящим законом, другими законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Кыргызской Республики, Кабинета Министров Кыргызской Республики, иных государственных органов и органов местного самоуправления.


Статья 3. Термины и определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

Государственное стратегическое управление – процесс государственного управления стратегическим развитием страны в целом и по отдельным направлениям, ведущий к росту результативности принимаемых решений, способствующих достижению поставленных стратегических целей. Процесс государственного стратегического управления состоит из определения целей развития, этапов инициирования, разработки, согласования и утверждения, реализации, мониторинга и оценки реализации, внесения изменений или завершения государственных стратегических документов;

Стратегическое планирование – деятельность участников государственного стратегического планирования по разработке государственных стратегических документов. Стратегическое планирование включает следующие процессы: определение цели и стратегии развития, прогнозирование, программирование, планирование, определение и распределение ресурсов, направленных на достижение стратегических целей и приоритетов развития страны;

Государственные стратегические документы – документы государственной политики и государственного стратегического управления, разрабатываемые в виде письменного официального документа установленной формы, ограниченные сроками реализации и утверждаемые соответствующими нормативными правовыми актами, определяющие развитие страны в целом, отраслей и секторов, регионов, межотраслевых и межсекторальных, а также других сфер жизни обществаГосударственные стратегические документы могут быть в виде национальной стратегии, общегосударственной программы развития, а также разрабатываемые в соответствии с ними государственные программы и иные документы, предусмотренные настоящим законом.

Концепции и доктрины являются составной частью системы государственного стратегического управления, определяющий рамочную модель развития с долгосрочным горизонтом видения сроком от 10 лет и более, но не являются государственным стратегическим документом;

Национальная стратегия – главный государственный стратегический документ, содержащий общее стратегическое видение, направления, цели, задачи, приоритеты стратегического развития страны на долгосрочный период, охватывающий все отрасли экономики, сферы жизни общества, утверждаемый Указом Президента Кыргызской Республики;

Общегосударственная программа развития страны – государственный стратегический документ, разрабатываемый с учетом целей и приоритетов национальной стратегии, определяющий приоритеты и основные направления социально-экономического (экономического, социального, научно-технического и культурного) развития страны на среднесрочный период, утверждаемый Указом Президента Кыргызской Республики;

Государственная программа – государственный стратегический документ для отраслевого, секторального, межотраслевого, межсекторального и территориального уровней, состоящий из совокупности государственных взаимоувязанных мер на среднесрочный  период, направленных на достижение целевых ориентиров государства или общегосударственной программы развития страны.

Государственная программа должна содержать конкретные цели, задачи, анализ текущей ситуации и проблем, а также способы их решения с указанием источников и объемов ресурсного обеспечения, а также ожидаемых результатов от их реализации, выраженных в конкретных измеряемых индикаторах результативности.

Мониторинг и оценка реализации государственных стратегических документов – деятельность участников стратегического управления по комплексной оценке итогов реализации государственных стратегических документов в соответствии с утвержденными критериями, соблюдения принципов стратегического управления, а также по анализу соответствия выполняемых государственными органами и органами местного самоуправления мероприятий приоритетам, целям и задачам государственных стратегических документов в целях определения степени результативности и эффективности государственных стратегических документов.

Национальный совет по устойчивому развитию  площадка для выработки стратегических решений по вопросам развития страны участниками государственного стратегического управления. Национальный совет возглавляет Президент Кыргызской Республики.

Координационный совет по стратегическим документам - платформа для координационной деятельности участников государственного стратегического управления в целях принятия решений на отраслевом, секторальном, межотраслевом, межсекторальном уровнях, формируемый на уровне Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики.

План мероприятий государственного стратегического документа - обязательная часть государственных стратегических документов как механизм их реализации. План состоит из комплекса конкретных практических мер по достижению стратегических целей и приоритетов с указанием ответственных исполнителей, сроков, источников и объемов ресурсного обеспечения, а также ожидаемых результатов их реализации, выраженные в измеряемых индикаторах результативности;

Инвентаризация государственных стратегических документов - проверка соответствия государственных стратегических документов принципам государственного стратегического управления, а также на соблюдение стандартов формирования государственных стратегических документов и планов мероприятий;

Стандарт формирования государственных стратегических документов – документ, устанавливающий обязательные единые требования и правила подготовки государственных стратегических документов, а также форматы подготовки планов мероприятий по реализации государственных стратегических документов;

Стандарт отчетности – документ, устанавливающий обязательные единые требования и форматы описания итогов мониторинга и оценки реализации государственных стратегических документов;

Стратегическое видение государственных стратегических документов – общее понимание долгосрочных перспектив развития и единые фундаментальные принципы государственной деятельности по их осуществлению;

Стратегическая цель государственных стратегических документов – измеримый конечный результат, к достижению которого стремятся участники процесса государственного стратегического управления, и на его реализацию направлена вся их деятельность;

Результативность и эффективность государственных стратегических документов – выполнение поставленных задач и достижение целевых ориентиров государственных стратегических документов.


Глава 2. Система государственного стратегического управления


Статья 4. Принципы государственного стратегического управления

Государственное стратегическое управление осуществляется на принципах:

- сбалансированности системы стратегического управления по приоритетам развития страны;

- подчинения структуры государственного управления и ее субъектов поставленным стратегическим целям;

- ответственности должностных лиц за невыполнение или несвоевременное выполнение утвержденных мер и показателей государственных стратегических документов;

результативности и эффективности государственных стратегических документов, измеряемости целей с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического управления;

- преемствености и непрерывности, означающее, что разработка и реализация государственных стратегических документов осуществляются последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых государственных стратегических документов;

- бюджетной обеспеченности государственного стратегического документа на программной основе;

- единых стандартов формирования и отчетности по стратегическим документам различного статуса и типа;

- прозрачности и доступности информации, широкого участия гражданского общества в процессе стратегического управления;

- независимости оценки достигнутых стратегических результатов.


Статья 5. Статус государственных стратегических документов

Государственные стратегические документы в зависимости от масштабов государственного воздействия делятся по статусу на следующие уровни:

- на первом уровне иерархии находится национальная стратегия - главный государственный стратегический документ, который формируется Президентом Кыргызской Республики. 

К первому уровню иерархии относится и общегосударственная программа развития страны, разрабатываемый с учетом целей и приоритетов национальной стратегии, определяющий приоритеты и основные направления социально-экономического (экономического, социального, научно-технического и культурного) развития страны на среднесрочный период;

а втором уровне иерархии находятся государственные стратегические документы в виде государственных программ, которые должны соответствовать приоритетам, целям и задачам вышестоящих государственных стратегических документов. 


Статья 6. Сроки действия государственных стратегических документов

Государственные стратегические документы разрабатываются и принимаются на:

  1. среднесрочный период времени (от трех до семи лет);
  2. долгосрочный период времени (от семи и более лет).


Статья 7. Инвентаризация государственных стратегических документов

1. Инвентаризация государственных стратегических документов проводится уполномоченным государственным органом в целях проверки их соответствия принципам государственного стратегического управления, а также соблюдения стандартов формирования государственных стратегических документов и планов мероприятий.

2. Инвентаризация государственных стратегических документов второго уровня включает в себя проверку их соответствия стратегическим целям и задачам национальной стратегии и общегосударственной программы развития страны.

3. Уполномоченный государственный орган, а также порядок инвентаризации государственных стратегических документов определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.


Статья 8. Реестр государственных стратегических документов

  1. Государственные стратегические документы включаются в государственный реестр стратегических документов.
  2. Формирование реестра государственных стратегических документов осуществляется на основании инвентаризации государственных стратегических документов.
  3. Руководители государственных органов несут ответственность за достоверность и своевременность представления информации, подлежащей включению в реестр государственных стратегических документов.

4.    Порядок ведения реестра государственных стратегических документов определяется уполномоченным государственным органом, осуществляющим регистрацию стратегических документов всех статусов и типов, определяемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики.


Статья 9. Участники государственного стратегического управления 

  1. Участниками государственного стратегического управления являются Президент Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, Кабинет Министров Кыргызской Республики, Национальный банк Кыргызской Республики, Верховный суд, иные государственные органы и органы местного самоуправления, научные, общественные и исследовательские организации, бизнес, гражданское и экспертное сообщество.
  2. Согласование деятельности участников государственного стратегического управления осуществляется через Национальный и Координационные советы


Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического управления

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического управления относятся:

1) определение долгосрочных целей и задач соответствующей территории в соответствии с вышестоящими государственными стратегическими документами;

2) разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов государственного стратегического управления по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;

3) осуществление мониторинга и оценки реализации государственных стратегических документов по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего органа местного самоуправления;

4) осуществление иных функций и полномочий в сфере государственного стратегического управленияустановленных настоящим законом и иными нормативными правовыми актами в сфере местного самоуправления.


Статья 11. Цель и функции Национального совета 

Целью Национального совета является разработка стратегии развития страны, обсуждение и принятие консолидированных предложений по реализации стратегических документов, выработка управленческих решений касающихся вопросов развития Кыргызской Республики, а также мониторинг и оценка их реализации.

Для решения поставленных целей и задач Национальный совет наделяется функциями разработки и принятия мер:

- по долгосрочным  стратегиям и иным документам, касающимся развития страны и путям их реализации;

- по координации и консолидации ветвей государственной власти, общественных и международных организаций для развития страны на основе партнерства и активного участия;

- по созданию системы привлечения общественности в работу органов государственной власти при разработке и реализации политики развития.

Состав Национального совета формируется по решению Президента Кыргызской Республики. В состав Национального совета входят представители Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (по согласованию), Кабинета Министров Кыргызской Республикииных государственных органов и органов местного самоуправления, представители науки, гражданского и экспертного сектора, бизнеса.


Статья 12. Цель и функции координационного совета 

1. Целью координационного совета по стратегическим документам является оценка и консолидированное решение по принятию или отклонению стратегических документов для отраслевого, секторального, межотраслевого, межсекторального уровней, направленные на достижение целевых ориентиров государства или общегосударственной программы развития страны.

2. Координационный совет по стратегическим документам осуществляет функции координации деятельности участников государственного стратегического управления по принятию решений для стратегических документов соответствующего уровня. Деятельность членов координационного совета осуществляется на общественных началах.

3. В состав координационного совета входят представители Кабинета Министров Кыргызской Республикииных государственных органов и органов местного самоуправления, представители науки, гражданского и экспертного сектора, бизнеса.

4. Координационный совет по стратегическим документам образуется решением Кабинета Министров Кыргызской Республики. Деятельность координационного совета по стратегическим документам осуществляется секретариатом. Секретариат определяется решением Кабинета Министров Кыргызской Республики.


Глава 3Основные стадии государственного стратегического управления


Статья 13. Инициирование процесса разработки государственных стратегических документов

1. Процесс разработки национальной стратегии инициируется Президентом Кыргызской Республики. Результатом данного этапа является созыв Национального совета. Решение о начале процесса стратегического управления национальной стратегии принимается Национальным советом.

2. Стратегическое управление государственных стратегических документов по вопросам, находящимся в ведении Президента Кыргызской Республики инициируется по решению Президента Кыргызской Республики.

3. Стратегическое управление государственных стратегических документов по вопросам, находящимся в ведении Кабинета Министров Кыргызской Республики инициируется по решению Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики, либо членами Кабинета Министров Кыргызской Республики в соответствии с национальной стратегией и общегосударственной программой развития страны.


Статья 14. Разработка проектов государственных стратегических документов

1. Разработка государственных стратегических документов осуществляется рабочей группой, сформированной в составе государственных органов или органов местного самоуправления, а также привлеченных экспертов в соответствующей сфере.

2. Проекты государственных стратегических документов подлежат общественному обсуждению в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики».

  1. Государственные органы Кыргызской Республики при рассмотрении стратегических документов (стратегий, программ, соглашений, меморандумов и т.п.) стран-доноров, международных финансовых институтов и международных организаций, принимаемых в отношении Кыргызской Республики должны обеспечить их приведение в соответствии с приоритетами государственных стратегических документов Кыргызской Республики.
  2. При подготовке проектов государственных стратегических документов учитываются положения международных договоров, вступивших в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика.


Статья 15. Принятие государственных стратегических документов

1. Согласование и принятие государственных стратегических документов Кыргызской Республики осуществляется в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики».

2. Национальная стратегия, общегосударственные программы развития страны, государственные стратегические документы судебной системы утверждаются указами Президента Кыргызской Республики, государственные стратегические документы в виде государственных программ утверждаются решениями Кабинета Министров Кыргызской Республики.


Статья 16. Реализация государственных стратегических документов

1. Государственные стратегические документы реализуются через соответствующие планы мероприятий.

2. Реализация государственных стратегических документов осуществляется уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления в лице ответственных руководителей и сотрудников в рамках утвержденных сроков и ответственности.

3. Результаты мониторинга и оценки реализации государственного стратегического документа первого уровня обнародуются на сайте Кабинета Министров Кыргызской Республики.


Статья 17. Мониторинг и оценка реализации государственных стратегических документов

1. Мониторинг и оценка реализации Национальной стратегии осуществляется секретариатом Национального совета, на основе информации, предоставленной всеми участниками реализации в соответствии со стандартами отчетности. 

2. Мониторинг и оценка реализации общегосударственных программ развития страны осуществляется Администрацией Президента Кыргызской Республики, на основе информации, предоставленной всеми участниками реализации в соответствии со стандартами отчетности. 

3. Мониторинг и оценка реализации государственных программ осуществляется уполномоченными государственными органами на основе информации, предоставленной всеми участниками реализации в соответствии со стандартами отчетности. 

4. Для обеспечения прозрачности реализации государственных стратегических документов в процессе осуществления их мониторинга и оценки привлекаются представители заинтересованных сторон и гражданского общества.

5. Результаты мониторинга и оценки реализации государственных стратегических документов представляются в форме отчетов и размещаются на официальных сайтах государственных органов за исключением сведений, отнесенных к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, и выносятся на рассмотрение национального или координационного совета соответствующего уровня.


Статья 18. Внесение изменений в государственные стратегические документы и завершение реализации

1. Изменения в государственные стратегические документы различных уровней вносятся для усиления результативности и эффективности их реализации и учета возникших внутренних и внешних факторов.

2. Избрание нового состава Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Кабинета Министров Кыргызской Республики не является основанием для изменения или признания утратившим силу ранее принятого государственного стратегического документа, если не истек срок действия такого документа.

3. Внесение изменений в государственные стратегические документы различных уровней производится на базе предложений, сформированных по итогам мониторинга и оценки. Внесение изменений в национальную стратегию одобряется решением Национального совета.

4. Внесение изменений в государственные стратегические документы осуществляется в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики». Завершение реализации государственных стратегических документов является заключительным этапом процесса государственного стратегического управления, предусматривающим достижение всех стратегических целей и задач, оконычание срока действия государственного стратегического документа.


Статья 19. Стандарт по формированию государственных стратегических документов и планов мероприятий.

1. Подготовка государственных стратегических документов осуществляется в соответствии со стандартами по формированию государственных стратегических документов соответствующих уровней, которые в обязательном порядке должны содержать следующие требования:

- соответствие и подчинение приоритетов государственных стратегических документов нижестоящих уровней приоритетам государственных стратегических документов вышестоящих уровней;

- установление в государственных стратегических документах ограниченного числа приоритетов развития с четкой формулировкой стратегических целей для каждого из них;

- определение индикаторов измерения стратегических целей и их прогнозные значения на соответствующий период времени;

- распределение ответственности за достижение стратегических целей между руководителями государственных органов, формирующих государственную политику по выбранным приоритетам;

- указание для каждой стратегической цели ключевых стратегических мер соответствующего уровня и описание ожидаемых результатов от их внедрения.

2. Стандарты по формированию государственных стратегических документов, а также планов мероприятий к государственным стратегическим документам утверждаются решением Кабинета Министров Кыргызской Республики.

3. Национальная стратегия разрабатывается на долгосрочный период, имеет ограниченное число национальных приоритетов развития страны, в них распределяется ответственность за достижение стратегических целей между руководителями государственных органов, формирующих государственную политику по выбранным приоритетам.

4. Государственные стратегические документы Кабинета Министров Кыргызской Республики, Национального банка Кыргызской Республики и судебной системы имеют ограниченное число приоритетов развития в рамках конституционных полномочий каждой ветви власти. Для каждого выбранного приоритета устанавливаются четкие среднесрочные стратегические цели, определяются индикаторы измерения стратегических целей и их прогнозные значения на среднесрочный период времени, распределяется ответственность за достижение установленных стратегических целей среди руководителей соответствующей ветви власти по их функциональным полномочиям и определяемым приоритетам.

5. Государственные стратегические документы первого и второго уровней должны быть подчинены, взаимоувязаны и сбалансированы между собой по приоритетам, стратегическим целям, индикаторам, стратегическим мерам, срокам, ответственным исполнителям, бюджетам и источникам финансирования.


Статья 20. Стандарты отчетности государственных стратегических документов

1. Стандарты отчетности определяют форматы и сроки отчетности об итогах реализации стратегических документов соответствующего уровня.

2. В стандартах отчетности устанавливается обязательность проведения анализа динамики фактических данных индикаторов стратегических целей соответствующего уровня и оценки степени их продвижения к своим прогнозным показателям за рассматриваемый период отчетности. 

3. Стандарт отчетности предусматривает краткое описание выполненных стратегических мер и достигнутых результатов от их реализации.

4. Стандарты отчетности нижестоящего уровня должны быть подчинены и взаимоувязаны со стандартами отчетности вышестоящего уровня по форматам и срокам.

5. Стандарты отчетности государственных стратегических документов утверждаются решением Кабинета Министров Кыргызской Республики.


Статья 21. Стандарты измерения результативности и эффективности государственных стратегических документов

1. Стандарты измерения результативности и эффективности государственных стратегических документов являются составной частью стандартов отчетности и применяются при проведении мониторинга и оценки реализации государственных стратегических документов.

2. Результативность государственных стратегических документов измеряется на основе оценки разрыва между фактическими и прогнозными значениями индикаторов стратегических целей.

3. Эффективность государственных стратегических документов измеряется в совокупности через оценку качества разработки, экономичности, экологичности внедрения и общественной значимости полученных изменений. 

4. Качество разработки государственных стратегических документов оценивается через анализ их соответствия требуемым стандартам формирования стратегических документов различного уровней.

5. Экономичность внедрения государственных стратегических документов оценивается по итогам аудита управленческих, кадровых, финансовых, временных издержек в реализации стратегических документов различного уровня. Методы таких оценок утверждаются на уровне государственных органов, в чьи функциональные полномочия входит проведение соответственно управленческого, кадрового и финансового аудита деятельности органов государственного управления. Временные издержки оцениваются через анализ выполнения в срок поставленных стратегических целей.

6. Общественная значимость полученных изменений по итогам реализации государственных стратегических документов оценивается через социологические опросы населения по оценке общественного восприятия стратегических результатов, измерения индексов доверия к системе государственного управления в целом и его соответствующим субъектам в отдельности.


Статья 22. Введение в действие настоящего Закона.

1.    Настоящий Закон вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.

2.    Кабинету Министров Кыргызской Республики провести инвентаризацию действующих государственных стратегических документов в течение трех месяцев для включения в реестр государственных стратегических документов в соответствии со статьей 7 настоящего Закона. 

3.    Кабинету Министров Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня принятия настоящего Закона.


Президент

Кыргызской Республики

Авторы проекта(Контакты, данные, информации)
Мусабеков Аслан 62 05 35 добавочный 177
Онлайн обращение