проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики "Об утверждении Программы по поддержке и развитию электронной коммерции в Кыргызской Республике на 2022-2027 годы"

         Проект



ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Об утверждении Программы по поддержке

и развитию электронной коммерции в Кыргызской Республике
 на 2022-2027 годы


В целях развития электронной коммерции в Кыргызской Республике, в соответствии статьями 13 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики», Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:

  1. Утвердить:

- Программу по поддержке и развитию электронной коммерции в Кыргызской Республике на 2022-2027 годы, согласно приложению 1;

- План мероприятий по реализации по поддержке и развитию электронной коммерции в Кыргызской Республике на 2022-2027 годы (далее – План мероприятий) согласно приложению 2.

2. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам и органам местного самоуправления (по согласованию):

- при ежегодном формировании и внесении изменений в республиканский бюджет предусмотреть финансирование расходов на реализацию Плана мероприятий.

3. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, органам местного самоуправления (по согласованию) и Национальному банку Кыргызской Республики (по согласованию):

-  ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию об исполнении Плана мероприятий в Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики для обобщения.

4. Министерству экономики и коммерции Кыргызской Республики, ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Кыргызской Республики обобщенную информацию о ходе исполнения Плана мероприятий.

5. Установить персональную ответственность руководителей государственных органов за качественное и своевременное выполнение Плана мероприятий.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на соответствующие отделы Администрации Президента  Кыргызской Республики.

7. Настоящее постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.


Председатель                                                               А.У. Жапаров


Приложение №1 

к постановлению Кабинета Министров 

Кыргызской Республики

№_____ от «___» __________2022г.



Программа по поддержке 

и развитию электронной коммерции в Кыргызской Республике
 на 2022-2027 годы


1. Общая оценка текущей ситуации

Электронная коммерция только начинает укореняться в Кыргызской Республике. За последнее десятилетие наблюдалось ускорение активности в сфере электронной торговли и электронного бизнеса. Такой рост активности был прежде всего обусловлен небольшим числом ведущих фирм, занимающих отдельные ниши, включая розничную торговлю, услуги совместного использования автомобилей, туризма и др. Несмотря на то, что этот сектор еще не получил широкого распространения, он быстро развивается благодаря энергичной предпринимательской базе, относительно надежной Интернет-сети и сильному государственно-частному диалогу в сфере цифровой экономики.

Цифровые преобразования и электронная торговля получили приоритет в рамках Национальной стратегии развития на 2018-2040 годы («Видение 2040») и связанных с ней пятилетних программ развития. Так, разработана концепция цифровой трансформации страны «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», согласованная с развитием сектора электронной торговли. Цели концепции включают создание условий для глубокой цифровизации/цифровой трансформации традиционных секторов экономики, таких как промышленное производство, туризм, сельское хозяйство, легкая промышленность и строительство, а также содействие частному сектору в реализации новых возможностей расширения рынков сбыта.

В стране также принята активная программа электронного правительства, реализованная в рамках отмеченной наградами инициативы «Тундук». К настоящему времени 510 государственных услуг оказываются в режиме онлайн. Все государственные органы и подведомственные им подразделения (всего 63) подключены к системе «Тундук», из которых 42 государственных органа взаимосвязаны (обмениваются данными). Ожидается, что такое взаимодействие ускорит внедрение цифровых услуг на разных уровнях, в том числе на высоком уровне, а также среди гражданского общества и частного сектора.

Между тем, усилия Кыргызской Республики по достижению цифровой трансформации имеет убедительное экономическое обоснование, обусловленное потенциалом Кыргызской Республики, как центра логистики и цифровой торговли, обслуживающего регион и другие страны, и срочной необходимостью диверсификации экономики, основанной на экспорте и включающей производственные секторы. 

В силу своего стратегического положения Кыргызская Республика имеет значительный потенциал выполнять функции транзитной зоны для коммерческих перевозок и торговли между Китаем, Российской Федерацией, Казахстаном, Южной Азией и Ближним Востоком. В подтверждении этому, за последнее десятилетие было реализовано ряд стратегий, направленных на развитие транспортной инфраструктуры и расширение доступа к рынкам, а также на упрощение торговых процедур. 

Применение современных информационных технологий в бизнесе формирует новые направления в глобальной системе координат мировой экономики. Это направление сегодня принято называть Интернет-экономикой. Интернет дает возможность отечественным компаниям выйти на мировой рынок, расширяет каналы сбыта, объединяет поставщиков и покупателей в единую систему. 

Оборот Интернет – бизнеса составляет такие значительные суммы, которые сопоставимы с ВВП таких стран как Франция, Италия, Великобритания. Поэтому нельзя игнорировать или преуменьшать значение этого относительно нового сектора экономики. Ведение крупномасштабного бизнеса в современных условиях без использования информационных технологий не представляется возможным. 

Для малого и среднего бизнеса интернет дает прекрасную возможность для продвижения. Безусловно, Кыргызская Республика еще очень отстает в развитии и распространенности Интернет – бизнеса от развитых стран, что объясняется в первую очередь недостаточной компьютеризацией населения. В узком смысле под Интернет-экономикой принято подразумевать «применение современных информационных технологий в бизнесе». 

Человечество неотвратимо вступило в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и её доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%. При огромном потенциале Интернета, вклад его в экономику страны все ещё мал. 

По доле Интернет – экономики в ВВП Кыргызской Республики в настоящее время находится на уровне (0,3%), в России же и Испании одинаков (2,2%) и Италии (1,9%). Лидерами стали Великобритания (7,2%), Швеция (6,6%) и Дания (5,8%). 

В целом Кыргызская Республика по интенсивности использования интернета имеет 0,5% доли в ВВП страны. Россия идет на равных с такими странами, как Словакия, Турция, Бразилия и Малайзия, значительно обгоняя Китай, Индию и Индонезию. При этом Кыргызская Республика все еще заметно отстает от большинства развитых и развивающихся стран, включая страны центральной Европы: Великобритания (7,2%), Швеция (6,6%) и Дания (5,8%). Однако в связи с глобализацией процессов экономики в будущем ожидается рост доли Интернет – экономики в ВВП. Так как этот показатель также влияет на развитие экономики в целом.

Доля Интернет-экономики в ВВП Кыргызской Республики составляет около 0,5%. В нашей стране данный сегмент находится на стадии развития. Мы только учимся применять Интернет в предпринимательской деятельности. И операции осуществляемые, через Сеть слабо регулируются, государственными органами. Следовательно, не облагаются налогами. Однако в недалеком будущем доля Интернет – экономики будет расти, так как значимость и возможности Интернета увеличиваются. 

По данным InternetWorldStats Кыргызская Республика лидирует среди стран Центральной Азии по уровню проникновения интернета 40%. На данный момент в Кыргызской Республике представлено несколько провайдеров Интернет-услуг, среди которых большая часть территориально охватывает только столицу республики. Основными провайдерами в республике являются компании Кыргызтелеком, Элкат и Акнет. Далее идет Казахстан – 34%, Узбекистан – 17% и т.д. 

В Кыргызской Республике налогообложению электронной коммерции пока что не уделяется достаточно внимания. В настоящее время в законодательстве практически нет норм, направленных на регулирование налогообложения в этой сфере. В налоговом законодательстве отсутствует базовое определение электронной коммерции или торговли через Интернет, что препятствует разработке принципов налогообложения электронной коммерции и не дает возможности использовать дифференцированный подход по отношению к данному виду бизнеса. 

В Кыргызской Республике самые мягкие ограничения при взимании платежей за международные почтовые отправления. Это важный показатель, который позволяет утверждать, что в нашей стране есть серьезные позитивные стимулы роста оборота электронной коммерции. Но такой рост может быть связан, прежде всего, с импортом товаров из других стран без уплаты пошлин, а это в определенной степени отрицательный фактор для развития электронной коммерции внутри страны и экономики в целом, и, кроме того, импорт может снижать поступления в бюджеты различных уровней. 

За 2014 г. самый высокий процент присвоен Интернет – магазинам 15 %, так как это самый распространенный вид деятельности. Следующие по списку идет Интернет- реклама 12%, так как она размещена практически на всех сайтах; Интернет – банкинг и Электронные платежи находятся на одинаковом уровне 12%. 

В структуре электронной коммерции преобладают операции с потребительской электроникой и техникой (42%), одеждой и обувью (13%) и автозапчастями (10%). 

В настоящее время, Кыргызская Республика Кыргызстана не ведет статистику объемов электронной коммерции в силу отсутствия запроса на ведение таких данных по рынку и четкого определения по каким параметрам оценивать рынок электронной коммерции. Основной оценкой успешности развития электронной коммерции в странах является показатель доли электронной коммерции от розничного товарооборота в стране. По данным Национального статистического комитета в Кыргызстане ведется учет данных оборота оптовой и розничной торговли в общем по республике и в разрезе областей.  

В настоящее время доступными способами для оплаты за товары и услуги в сфере электронной коммерции являются наличный расчет, банковский перевод, виза эквайринг и мобильные кошельки. 

Экономика Кыргызстана все еще остается экономикой наличности, которая составляет 90% денежного оборота в стране. Общее число банковских платежных карт в обращении по состоянию на 1 января 2020 года составило 2 980,6 тыс. карт.  Так, за IV квартал 2019 года доля от общего объема операций с использованием карт по г.Бишкек составила 58%. Наиболее низкий показатель в Таласской области – 2,9%. Одним из сдерживающих факторов являются внутренние сервисные ограничения коммерческих банков, которые ссылаются на жесткое регулирование со стороны Национального банка Кыргызской Республики. Все новые банковские карты по умолчанию заблокированы для онлайн платежей. Для того, чтобы начать использовать карту для онлайн покупок необходимо написать заявление и лично присутствовать в банке, что является дополнительным барьером для развития онлайн покупок.

Также сдерживающим фактором является отсутствие возможностей осуществлять расчеты между юридическими лицами без использования системы банковских переводов. На сегодняшний день в мировой практике обширно используются альтернативные способы расчетов в онлайн коммерции. Юридические лица имеют возможность рассчитываться платежными картами с возможностью выбора валюты расчетов позволяя исключить двойную конвертацию. Комиссии для интернет эквайринга варьируются от 1.6% до 4%, в зависимости от оборота бизнеса, чем больше оборот, тем меньше комиссия. Для интернет-магазинов с небольшим оборотом средняя комиссия составляет около 3%. Высокие комиссии не стимулируют онлайн бизнесы переходить на полную онлайн оплату.

Проблемой, требующей решения и государственного вмешательства, является слабые технические возможности предпринимателей для осуществления продажи (оказание услуги) через интернет, необходимость увеличения товарооборота на экспорт, доступа населения к качественным товарам по доступным ценам. 

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики в 2018г. потребительский рынок характеризовался тенденцией роста оборота оптовой и розничной торговли, объем которого по сравнению с 2017г. возрос на 5,5%, сложившись в сумме 553,6 млрд. сомов. 

В истекшем году наибольший рост оборота оптовой и розничной торговли, обеспечен, в основном, за счет увеличения объемов оборота оптовой (на 7,5%) и розничной (на 5,1%) торговли.

В структуре оборота оптовой и розничной торговли преобладает розничная (51,7%) и оптовая (34%) торговля.

Любой интернет-магазин или иной веб-ресурс, который ориентирован на пользователя, будет так или иначе иметь дело с информацией, позволяющей его идентифицировать. Это может быть логин и пароль, адрес электронной почты, иные сведения, которые пользователь указывает о себе при регистрации на веб-сайте или оформлении заказа. 

В условиях высокой конкуренции, существующей в сети Интернет, а также дефицита внимания со стороны пользователей, обусловленных беспрецедентным многообразием информации, размещенной в ней, можно сказать, что любой клиент на вес золота. В данном случае в качестве «золота» выступает информация о нем, которая может быть использована для различных коммерчески значимых целей (например, для адресной рекламы).

Современные технологии сбора и обработки информации позволяют составлять достаточно детальные профайлы пользователей, которые содержат данные о предпочтениях и текущих потребностях отдельно взятого пользователя, его индивидуальных характеристиках и позволяют делать предположения о его финансовой состоятельности и платежеспособности. При составлении подобных профайлов могут активно использоваться данные, размещенные пользователем в социальных сетях, информация о нем, размещенная его друзьями в таких сетях, информация о сделанных им запросах в поисковых системах, посещенных сайтах, комментариях в форумах, и любое иное действие, совершенное им в сети Интернет. 

Очевидно, что все это создает уникальные возможности для субъектов электронной коммерции (как, впрочем, и для традиционных офлайновых компаний, которыми они до этого не обладали) вести «прицельный огонь» по пользователям, а также восполнить недостаток информации, необходимый для принятия коммерчески значимых решений в отношении конкретного клиента. 

Однако не менее очевидно и то, что сбор и последующее использование информации, связанное с личностью лица и отражающее его индивидуальные характеристики, неразрывно связаны со вторжением в его личную сферу.

В настоящее время, к персональным данным можно отнести в том числе и информацию, которая сама по себе хотя и не указывает однозначно на имя конкретного лица, но содержит описание каких-либо его индивидуальных характеристик, позволяющих отграничить его от других субъектов, выделить его из круга лиц, к которому он принадлежит, или по крайней мере сузить такой круг лиц. 

Основными требованиями, которые должны предъявляться к обработке персональных данных, являются:

1) наличие законного основания для такой обработки;

2) добросовестный характер такой обработки;

3) принятие организационно-технических мер для выполнения обязанностей оператора и защиты персональных данных, включая требование локализации отдельных процессов их обработки;

4) соблюдение особых требований к трансграничной передаче персональных данных;

5) в подлежащих случаях - направление уведомления в уполномоченный орган об обработке персональных данных.

Одного только наличия законного основания для обработки персональных данных недостаточно для того, чтобы оператор мог испытать чувство удовлетворения от обеспечения соответствия его деятельности требованиям законодательства о персональных данных. Необходимо, чтобы обработка персональных данных осуществлялась в соответствии со следующими принципами:

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (принцип спецификации цели).

3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (принцип минимизации данных).

6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных (принцип обеспечения качества данных).

7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных.

Любые, даже наиболее продуманные законодательные положения обречены на декларативность в отсутствие реальных мер по их приведению в жизнь, выполняющих роль своего рода мостика между абстрактными требованиями закона и реальной практикой, сложившейся в сфере регулируемых отношений. Неудивительно, что законодательство о персональных данных, само появление которого стало следствием развития информационных технологий и обусловленных ими проблем, содержит ряд положений, регламентирующих технические аспекты защиты персональных данных. Однако, как известно, законодательство не может успеть за развитием технологий и его положения весьма быстро и неизбежно устаревают в этой части. 

Отсюда возникает основная проблема, связанная с обеспечением соблюдения положений законодательства о персональных данных, - отсутствие четкого представления о том, какие организационно-технические меры являются необходимыми и достаточными для того, чтобы не было оснований для привлечения оператора к ответственности за нарушение требований закона. Идентификация и последующая реализация таких мер составляет основное бремя законопослушного оператора персональных данных, и нередко самостоятельно он справиться с данной задачей не в состоянии.


2. Достижения и проблемы в сфере развития и поддержки электронной коммерции в Кыргызской Республике

Развитие сектора ИКТ в стране, является положительным примером государственного регулирования, который позволил сформировать мощный кадровый потенциал экспортирующих фирм, работающих, главным образом, через Парк высоких технологий. За период с 2014 по 2018 год число ИТ - компаний, экспортирующих более 80% своих услуг за рубеж, выросло в 5 раз. Возможно, местный рынок не был в центре внимания этих фирм, тем не менее, рост активности в сфере электронной торговли и, как следствие, спрос на качественные услуги по поддержке ИТ могут изменить ситуацию.

В целом, готовность Кыргызской Республики к электронной торговле, оцениваемая по целому ряду индексов, включая Индекс электронной торговли B2C (взаимодействие «бизнес – потребитель») ЮНКТАД, Индекс развития ИКТ МСЭ отстает от других стран в регионе (за исключением Таджикистана). Рост развития за последнее десятилетие был впечатляющим с относительной точки зрения, однако в глобальном масштабе сектор электронной торговли республики все еще находится на ранних стадиях развития.

В настоящее время в республике действует 257[1] вебсайтов, связанных с электронной торговлей, 72% из которых являются универсальными магазинами, а 28% - Интернет-магазинами с узким профилем деятельности. Примерно 18% Интернет - магазинов принимают к оплате кредитные карты на своих платформах. Основными категориями товаров, реализуемых на внутреннем рынке, являются цветы и подарки, бытовая техника; одежда и обувь. 

Общая бизнес - среда для МСП тоже слаба, что является характерной проблемой для постсоветских государств с традиционным фокусом на непроизводительные государственные предприятия. Нормативная правовая база и стимулы, в целом, не направлены на поддержку МСП, а особенно МСП, осуществляющих деятельность в цифровом формате. Доступ к финансированию является одной из основных проблем: большинство кредитных линий, предлагаемых для малого и среднего бизнеса, ограничивается сроком лишь на 1-2 года, незначительное количество кредитов предоставляется на срок от 4 до 5 лет[2].

Будущий экономический рост будет зависеть от того, насколько хорошо Кыргызстан сможет использовать потенциал производственных секторов экономики. Настоятельная необходимость диверсификации обусловлена волатильностью, проявляющейся на товарных рынках, которая, по всей вероятности, будет продолжаться. Признавая эти проблемы, Кыргызская Республика ускорила усилия по развитию производственных секторов. Также в настоящее время предпринимается ряд усилий по развитию экспортного потенциала предприятий.

Существует ряд производственных секторов, которые могут служить первопроходцами или «точками отсчета» для электронной торговли. К ним относятся туризм, ремесленный сектор, агро-промышленность (особенно мед и молочная продукция), швейная промышленность, легкая промышленность и ИТ - услуги. Каждый из этих секторов в последние годы получил значительную поддержку в своем развитии со стороны правительства и партнеров по развитию, и можно с уверенностью предположить, что они обладают относительно высоким потенциалом освоения инициатив, связанных с электронной торговлей. Все сектора с высоким потенциалом электронной торговли определены в Программе правительства по развитию экспорта в качестве основных приоритетных секторов.

Развитие инфраструктуры цифровых платежей и их распространение среди потребителей, что является достаточно многообещающим, учитывая, что электронная коммерция и общество безналичных денег растут быстрыми темпами.

Современная национальная платежная система «Элкарт» (в которую входят коммерческие банки) обеспечила целый ряд функциональных возможностей, включая меж-карточные переводы, пополнение баланса мобильной связи, оплату коммунальных услуг (телевидение, интернет), а также оплату местных штрафов за нарушение правил дорожного движения. С точки зрения потребителя, стимулы к использованию решений на базе «Элкарт» высоки. Проект трансграничной интеграции между «Элкарт» и национальной платежной системой России, «Мир», позволяет использовать больше карт в Кыргызской Республике, что, в частности, благоприятно сказывается на туристическом секторе. 

В секторе электронной торговли страны происходят ощутимые и значимые сдвиги, обусловленные благоприятными факторами, упомянутыми выше. Однако отмечаются также сложные вопросы, которые ставят под угрозу дальнейший рост сектора.

За последние пять лет сектор электронной торговли демонстрирует быстрый рост. Как подтверждается в настоящем документе, движущие силы роста, равно как и сдерживающие факторы, достаточно сильные. В целом, потенциал этого сектора вносить вклад в общую национальную повестку в области развития страны велик. При этом потребуется тщательная проработка вопроса, чтобы спрос и предложение в секторе электронной торговли развивались в тандеме и наряду с улучшениями во всей экосистеме электронной торговли.

По оценке МВФ, Кыргызской Республике необходимы всесторонние структурные реформы в области формирования навыков, регулирования предпринимательской деятельности, инфраструктуры и институтов.

В настоящее время, Кыргызская Республика стремится позиционировать страну в качестве цифрового центра Центральной Азии, и с точки зрения политики и регулирования оно добилось значительных успехов. Кабинет Министров Кыргызской Республики стремится создать новую модель экономического роста, интегрировав Кыргызстан в глобальную цифровую экономику и обеспечив сочетание лидерства частного сектора и технологического прорыва при государственной поддержке инноваций.

Первоначальная интеграция Национальной стратегии устойчивого развития 2013-2017 гг. заложила основу для вклада ИКТ в развитие страны. Среди ее целей - облегчение полного доступа к ИКТ для всех населенных пунктов, а также внедрение электронного управления в рамках национальной повестки дня в области управления. Эти амбициозные цели были частично достигнуты, а извлеченные уроки были включены во всеобъемлющую Национальную стратегию развития на 2018 - 2040 годы (Видение 2040). Ожидается, что стратегия «Видение – 2040» будет реализована в рамках пятилетних программ национального развития, а нынешняя итерация охватывает период с 2018 года по 2022 год.

Система электронного взаимодействия «Тундук» позволила государственным и муниципальным органам власти, а также юридическим лицам обмениваться данными, необходимыми для оказания услуг гражданам и организациям в электронном виде. Система является ядром национальной повестки дня в области электронного правительства и внедряется Центром электронного взаимодействия Кыргызстана. Ощутимая польза заключается в том, что практика требовать представления дополнительной отчетности, справок и документов будет прекращена; любая сделка, проходящая через систему «Тундук», автоматически подписывается и становится документом.

В настоящее время, в режиме онлайн было предоставлено 510 государственных услуг - в том числе регистрация собственности (недвижимого имущества), налоговые услуги (отчетность, уплата налогов и сборов), таможенные услуги, государственные закупки, электронные визы. Все государственные органы и подведомственные им подразделения (всего 63) подключены к системе «Тундук», из которых 42 государственных органа взаимосвязаны (обмениваются данными между собой).

Кыргызская Республика занимает второе место в Центральной Азии по уровню развития электронного правительства.[3]


Рейтинг стран Центральной Азии по развитию е-правительства

Страна

Рейтинг-2020

Рейтинг-2018

Изменение

Казахстан

29

39

+10

Кыргызстан

83

91

+8

Узбекистан

87

81

-6

Таджикистан

133

131

-2

Туркменистан

158

147

-11


Кыргызской Республикой принят Закон Кыргызской Республики «Об электронной торговле», который значительно расширил и прояснил правовые рамки, в которых будут действовать кыргызские и международные операторы электронной торговли. Однако, кроме Закона Кыргызской Республики «Об электронной торговле», в нормативные правовые акты внесены изменения в ряд законодательных актов, в сфере защиты персональной информации, публичных и муниципальных услугах, налогообложения,  внедряя международные нормы. 

В свою очередь, важным и необходимым остается развитие центров международной торговой логистики (ЦТЛ), развитие которых решают проблемы с удаленностью и географическим положением страны, отсутствием выхода к морю, и ограниченным доступом к транспортным коридорам. Создание ЦТЛ позволяет компаниям, особенно малым и средним предприятиям, следить за улучшением управления запасами, эффективной упаковкой и обработкой, защищаться от колебаний цен и улучшать управление рисками. 

В настоящее время, существует лишь несколько крупных логистических предприятий, которые могли бы предоставить весь комплекс логистических услуг, необходимых для малого и среднего бизнеса, включая складирование, перевалку, переработку товаров и другие услуги с использованием самых инновационных технологий, а также услуги по страхованию и таможенному оформлению. Большинство МСП не имеют доступа к современным транспортным и/или логистическим услугам, необходимым для эффективной международной торговли. Кроме того, уровень контейнерных перевозок недостаточен для большинства компаний. Действительно, Кыргызская Республика является одной из наиболее неблагополучных в плане логистики стран, даже среди стран, не имеющих выхода к морю, и за последнее десятилетие ему не удалось добиться существенного прогресса в улучшении логистики[4].

Порог de minimis (ввоз товаров для личного пользования) был снижен до 200 евро (по сравнению с предыдущим значением 500 евро), лимит веса 31 кг остается неизменным. Однако эти пороговые значения будут применяться уже не в течение календарного месяца, а в расчете на одну отправку. Кроме того, штрафные санкции будут снижены до 15% от стоимости при превышении порогового значения, или 2 евро за килограмм. В зависимости от того, как они будут реализованы, снижение порога de minimis может и не оказать негативного влияния на таможенную очистку посылок электронной торговли как таковых, поскольку они по-прежнему соответствуют рекомендациям ВТО.

Уровень проверок отправлений соответствует лучшей мировой практике и должен быть сохранен. Решение 104 Евразийской экономической комиссии о режиме работы с грузами электронной торговли B2C является положительным вкладом в развитие трансграничной электронной торговли[5].

Трансграничная электронная торговля увеличивает частоту небольших потоков посылок, что положительно сказывается на объемах торговли. Однако  таможенные органы стран Центральной Азии сообщают о невозможности удовлетворение объема грузопотоков и перегрузка таможенных органов большими потоками мелких партий, использующих бумажные таможенные системы, неясности применения новых международных правил по борьбе с терроризмом и отмыванием денег применяемым к небольшим партиям, а также проблемы связанной с оценкой и начисления таможенных пошлин посылок, где традиционные почтовые службы пользуются преференциями, закрепленными в международных соглашениях, заключенных десятилетиями назад, в то время как службы экспресс-доставки не пользуются преференциями. 


3. Основные цели и приоритеты Программы 

Целью настоящей Программы является проведение реформ, меры и действий, которые должны быть направлены на оптимизацию государственного регулирования, улучшения качества институциональной среды и создание благоприятных условий для развития электронной коммерции в Кыргызской Республике. 

Для достижения целей Программа будет сосредоточена на следующих приоритетах:

  1. сокращение издержек участников электронной коммерции, защищённости и обеспечения безопасности их деятельности, как основы для развития частной инвестиционной деятельности;
  2. продвижение инвестиций, повышение конкурентоспособности товаров и содействие экспорту;
  3. совершенствование финансовой инфраструктуры и расширение доступа к финансовым услугам субъектов предпринимательства электронной коммерции;
  4. поддержка и содействие в подготовке и переподготовке кадров, развитие навыков и инициатив у субъектов цифрового предпринимательства.


4. Задачи и меры Программы

Программа ставит стратегической целью создание предпринимательской экосистемы для непрерывного развития электронной коммерции, путем консолидации усилий государственных органов власти, органов местного самоуправления и неправительственного сектора по развитию  ИКТ инфраструктуры, расширение доступа к финансовым услугам, развитие программ поддержки обучения субъектов предпринимательства электронной коммерции, что будет способствовать развитию существующих и открытию новых предприятий, созданию новых рабочих мест и, таким образом, укреплению экономики в целом.

Приоритет 1. Сокращение издержек участников электронной торговли, защищённости и обеспечения безопасности их деятельности

Задача 1.1. Оптимизация законодательства в сфере электронной торговли

В связи с распространением электронной торговли и использования персональных данных в процессе данной деятельности, возникает необходимость государственного регулирования и принятия ряда нормативных правовых актов по введению требований обеспечения защиты и безопасности массива персональных данных лиц участвующих в электронной торговле. нормативно-правовые акты, регулирующие электронный документооборот. Кроме того, важным инструментом, обеспечивающим безопасности в электронной торговле, является внедрение реестра локальных онлайн-магазинов, для проверки потребителями юридический статус и наличие знака безопасности у поставщика.

Задача 1.2. Устранение проблем точечного характера, требующих гармонизации законодательства с требованиями ЕАЭС

Кыргызская Республика как участница ЕАЭС берет на себя обязательства по гармонизации нормативных правовых актов в соответствии с общими требованиями ЕАЭС в части контроля предоставления и реализации цифровых трансграничных услуг и товаров, стимулирования экспорта товаров и услуг из государств-членов в третьи страны, регулирования, снижения барьеров или упрощения административных процедур. Вместе с тем, существует необходимость пресечения доступа продукции ненадлежащего качества и применения уведомительной процедуры подтверждения соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС.

Задача 1.3. Сокращение издержек участников электронной коммерции 

Развитие инфраструктуры цифровой торговли в рамках Союза и стимулирование применения новых технологий является основой сокращения издержек участников электронной торговли. Также, основной причиной развития электронной коммерции является высокая стоимость банковского обслуживания (эквайринг) участников электронной коммерции, либо слабая доступность услуг безналичных платежей. 

Ожидаемые результаты

- обеспечение защиты и безопасности массива персональных данных лиц участвующих в электронной торговле;

- введение требований по обязательному размещению и хранению персональных данных граждан Кыргызской Республики на территории Кыргызской Республики;

- гармонизация законодательства Кыргызской Республики с требованиями ЕАЭС по вопросам трансграничной торговли и предоставления цифровых услуг;

- внедрение электронного таможенного декларирования и системы автоматического выпуска товаров;

- создание таможенных складов для товаров, расположенных в приграничных зонах.


Приоритет 2. Продвижение инвестиций, повышение конкурентоспособности товаров и содействие экспорту 

Задача 2.1. Создание таможенных складов для товаров, расположенных в приграничных зонах

В целях сокращения финансовых издержек необходимо проведение технической модернизации инфраструктуры на местах таможенного оформления, внедрение электронного таможенного декларирования и системы автоматического выпуска товаровсоздание таможенных складов для товаров, расположенных в приграничных зонах, трансформация в цифровой формат системы подтверждения страны происхождения товара (продукции) СТ-1 и создание электронной цифровой платформы по обмену и подтверждению требуемых данных. 

В этой связи возникает необходимость проведения переговоров по созданию инфраструктуры трансграничных торгово-рыночных объектов (ТРК) в рамках ЕАЭС и в соответствии с требованиями ВТО, а также рассмотреть возможность введения особых преференциальных режимов на данных объектах и упрощенных процедур сбора налогов.

Задача 2.2. Трансформация в цифровой формат системы подтверждения страны происхождения товара (продукции) СТ-1 и создание электронной цифровой платформы по обмену и подтверждению требуемых данных

Обязательным условием развития электронной торговли является создание и поддержание эффективности взаимодействия субъектов отношений в цифровом формате, включая государственные и муниципальные органы власти, где важной части данных отношений станет обмен данными о производителях и товарах между государственными контролирующими органами стран, субъектами ВЭД. 

Немаловажным фактором содействия экспорту и поддержки предпринимательства является сокращение времени на оформление разрешительной документации на ввоз продукции в третьи страны, что требует пересмотра «цифровизации» системы подтверждения страны происхождения товара (продукции) СТ-1, а также создание электронной цифровой платформы по обмену и подтверждению требуемых данных.

Задача 2.3. Создание условий для электронного взаимодействия государственных органов и участников внешнеэкономической деятельности по принципу «Единого окна»

Важной ролью в продвижении инвестиций, повышению конкурентоспособности товаров и содействие экспорту, является снижение затрат на выполнение административных процедур и исключение коррупционных рисков участников электронной торговли, и функционирование электронной системы взаимодействия МСП и перевод в цифровой формат требуемых документов по обмену данными, запрашиваемой информацией по модели «G» to «G» и «В» to «G» при осуществлении деятельности субъектами ВЭД.

Задача 2.4. Создание Интернет-платформы

Для развития электронной торговли возникает создание собственной специализированной региональной Интернет-платформы для развития электронной торговли продукции кыргызских предприятий. 

В настоящее время лидерами интернет торговли являются такие торговые площадки как Amazon, Alibaba, Tmall, TaoBao, JD.com, eBay, Wildberries, Ozon, Лавка, freelance.com, что также требует проведение переговоров и достижение договоренностей по регистрации и размещению отечественной продукции с данными транснациональными корпорациями.

Ожидаемые результаты

- создание инфраструктуры трансграничных торгово-рыночных комплексов, и дальнейшее введение в работу рынки трансграничной торговли и введение особого администрирования налогов и режимов функционирования таможенных складов в приграничной зоне;

- создание и функционирование цифровой платформы, баз данных (100% оцифровка Реестра предприятий, номенклатуры продукции) для автоматического подтверждения страны происхождения;

- создание и функционирование электронной системы взаимодействия МСП с госорганами, снижение затрат на 20% на выполнение административных процедур и исключены коррупционные риски;

- перевод в цифровой формат  требуемых документов по обмену данными, запрашиваемой информацией по модели «G» to «G» и «В» to «G» при осуществлении деятельности субъектами ВЭД;

- содействие кыргызским предприятиям в регистрации на электронных торговых площадках стран ЕАЭС, СНГ, КНР. Продвижение Интернет-платформы КР и брендов кыргызской продукции Внедрение в интегрированную систему баз данных модели «G» to «G»;

- трансформация в цифровой формат системы подтверждения страны происхождения товара (продукции) СТ-1 и создание электронной цифровой платформы по обмену и подтверждению требуемых данных.


Приоритет 3. Совершенствование финансовой инфраструктуры и расширение доступа к финансовым услугам субъектов предпринимательства электронной коммерции

Задача. Повышение доступности безналичных платежей

Немаловажным элементом электронной торговли является обеспечение субъектов предпринимательской деятельности в сфере электронной торговли обеспечение доступности мобильных платежей, стоимость комиссионных сборов за осуществление операции по эквайрингу. Данные элементы имеют слабое развитие, а размер комиссионных сборов завышен. 

Кроме того, в стране действуют ограничения на размер денежных средств мобильных кошельков и других счетов субъектов МСП. Необходимо расширение перечня услуг, за которые можно оплачивать посредством всех кошельков и через Интернет банкинг.

Требуется расширение деятельности гарантийных фондов за счет увеличения уставного фонда и привлечения донорских средств.


Ожидаемые результаты

- расширение доступа к финансовым услугам субъектов предпринимательства в электронной коммерции;

- обеспечение развития интегрированной цифровой среды, эффективного взаимодействия финансовых институтов, клиентов и государственных органов для качественного повышения уровня сервисов в финансовом и банковском секторе;

- обеспечение доступа большего числа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам при недостаточности залогового обеспечения.


Приоритет 4. Поддержка и содействие в подготовке и переподготовке кадров, развитие навыков и инициатив у субъектов цифрового предпринимательства

Задача 4.1. Создание региональных центров развития и поддержки цифрового предпринимательства 

На рынке труда наблюдается достаточно острый кадровый дефицит специалистов электронной торговли, где развитие всех сегментов электронной торговли в стране требует решения проблемы нехватки квалифицированных кадров, разработки и внедрение специальных образовательных программ и программ поддержки для действующих и начинающих предпринимателей и молодежи, развития цифровых навыков в предпринимательстве, а также обучения основам финансового планирования и бюджетирования проектов

Задача 4.2. Поддержка и усиление бизнес-ассоциаций в сфере электронной коммерции 

Другой необходимой мерой для по поддержке, содействию в подготовке и переподготовке кадров, развитие навыков и инициатив у субъектов цифрового предпринимательства является развитие и усиление бизнес-ассоциаций в сфере электронной коммерции, в этой связи возникает необходимость в проведении тренингов для бизнес-сообществ, органов государственной и муниципальной власти по практическому использованию методов анализа регулятивного воздействия оценивающего влияние на уровень развития электронной коммерции.

Задача 4.3. Развитие предпринимательских навыков и популяризация цифрового предпринимательства

В целях развития электронной торговли как самостоятельной отрасли необходимо проведение мер популяризации электронной торговли как современного, эффективного, отвечающего самым высоким стандартам и требованиям потребителя формата торговли, позволяющего за счет передовых методов ведения бизнеса значительно снижать денежные и временные затраты потребителя. 

Также необходимо принятие таких мер как вовлечение молодёжи, женщин, в обучение навыкам ведения цифрового предпринимательства, обеспечение постоянного функционирования региональных Бизнес-инкубаторов, создание Парка электронной коммерции, обучение нормам законодательства, содержащего требования к деятельности, продукции, процессу производства, качеству и безопасности.

Ожидаемые результаты

- создание образовательных центров, внедрение программ переквалификации и саморазвития для создания, развития или масштабирования своего бизнеса, разработка бизнес-планов для развития уже существующего или старта нового бизнеса, получения ресурсных возможностей по финансированию предпринимательской деятельности в сфере электронной торговли;

- усиление экспертного и аналитического потенциала ГО и ОМСУ, бизнес-ассоциаций, развитие государственно-частного диалога в сфере электронной торговли; 

- формирование предпринимательских инициатив с учётом межрегиональной и региональной специализации на базе бизнес-инкубаторов;

- увеличение числе субъектов предпринимательства – выпускников Бизнес инкубаторов на 40%.


5. Благоприятные предпосылки и риски выполнения Национальной программы

Важнейшими предпосылками успешной реализации Национальной программы станут:

- увязка с целями Национальной Стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы;

- разработка программ обучения и профессиональной подготовки по вопросам электронной коммерции;

- развитие возможностей для использования инкубаторов, ускорителей и технопарков в сфере электронной коммерции и цифрового предпринимательства;

- рост активности бизнес-ассоциаций по конструктивному диалогу с властью.

К рискам, которые могут оказать воздействие на реализацию Национальной программы, относятся:

- отсутствие позитивных мер, позволяющих стимулировать экономическую активность в сфере электронной коммерции;

- декларативное отношение институтов поддержки развития электронной коммерции;

- недостаточная коммуникация и координация между государственными органами власти и неправительственным сектором, донорскими организациями и другими заинтересованными сторонами в сфере продвижения и внедрения эффективных мер сотрудничества, направленных на улучшение развития электронной коммерции;

- отсутствие финансовой помощи, выделяемой на развитие электронной коммерции.


6. Финансовое обеспечение Национальной программы

Реализация мер, предусмотренных Программой, не требует дополнительного источника их финансирования из республиканского бюджета, предусмотренного для обеспечения нормотворческой деятельности ведомств, за исключением финансирования создания Парка электронной коммерции, пилотных проектов кредитования программ развития электронной коммерции и специально привлекаемых средств на оплату труда независимых экспертов за счет ресурсов партнеров по развитию.

Для обеспечения финансирования реализации Программы должны быть использованы внебюджетные источники на основе достигнутых договоренностей с донорскими организациями.

Устранение финансовых разрывов по отдельным мерам в период принятия Программы потребует согласования с партнерами по развитию для привлечения дополнительных ресурсов посредством проведения презентации Программы партнерам по развитию после ее принятия.


7. Мониторинг и оценка Программы

Мониторинг как обязательный компонент государственной политики является инструментом систематического сбора, анализа информации и оценки исполнения программно-плановых мероприятий, а также внесения корректировок.

Мониторинг будет проводиться ежегодно по принятым индикаторам Программы.

На основании собранной информации Министерством экономики и коммерции Кыргызской Республики будут детально анализироваться достигнутый прогресс, определяться слабые места и недостатки в ходе выполнения мероприятий и проектов. Организации неправительственного сектора будут привлекаться для мониторинга и оценки на постоянной основе, при наличии источников финансирования их деятельности.

Источниками информации для мониторинга и оценки являются данные официальной статистики, территориальных подразделений Министерства экономики и коммерции и органов местного самоуправления.

По завершении каждого из этапов Программы будет проведена оценка достигнутых результатов с целью выработки предложений по улучшению, необходимых корректирующих мер и дальнейшей работе по поддержке и развитию электронной коммерции.


8. Глоссарий 

МСЭ - Международный союз электросвязи.

ВТО - Всемирная торговая организация.

ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии.

ИТ - Информационные технологии.

МВФ - Международный валютный фонд. 

МСП - Малое и среднее предпринимательство.

ЦТЛ - Центр международной торговой логистики.

ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

[1] Данные за 2019 год. Ожидается что, в результате пандемии КОВИД - 19 их число будет выше. Указанная цифра не включает индивидуальный подсчет МСП, зарегистрированных на рынках.

[2] По результатам консультаций с заинтересованными сторонами.

[3] http://ict.gov.kg/index.php?r=site%2Fpress&pid=585&cid=1

[4] ЕЭК ООН, 2020 год.

[5] GIZ, 2019 год.

Авторы проекта(Контакты, данные, информации)
Жумаков Жылдызбек, 62-05-35 доб. 179
Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение