УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке АРВ к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», предусматривающего поддержку ювелирной отрасли
Настоящим, Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
Кыргызская Республика обладает достаточными природными ресурсами в виде драгоценных металлов - золото, серебро и другие драгоценные металлы.
Золото составляет около 87% от общей стоимости полезных ископаемых в стране, уголь – 10%, и оставшаяся доля приходится в основном на медь и серебро. В настоящее время золото составляет 90% всего объема добычи полезных ископаемых страны и является основным продуктом для экспорта.
В Кыргызской Республике на сегодняшний день насчитывается около 255 месторождений золота, общие запасы которых составляют 2 тысячи 149 тонн. Основная часть золота добывается на высокогорном руднике «Кумтор», который занимает 3 место по добыче золота в СНГ и 22 место в мире. В последние несколько лет добыча золота устойчиво сохраняется на уровне 16-18 тонн в год, а в 2019 году достигла показателя в 21 тонну.
Несмотря на то, что Кыргызская Республика является золотодобывающей страной объем инвестиционных накоплений в драгоценные металлы является малым. В Кыргызстане не развит и практически отсутствует внутренний активный рынок драгоценных металлов.
В последние годы наблюдается снижение производства ювелирных изделий и соответственно наблюдается рост импорта ювелирных изделий
При условии, что в Кыргызской Республике добывается до 18 тонн золота, производители ювелирных изделий (потребители) не могут приобрести драгоценные металлы у добывающих компаний и аффинажных заводов
Во-первых, гражданские сделки по купле-продажи между добывающими компаниями и производителями ювелирных изделий не возможны по причине наличия в законодательстве ограничений, установленных в статье 7 Закона Кыргызской Республики «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
Во-вторых, Законом Кыргызской Республики «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установлено право приобретения драгоценных металлов только Правительством и Национальным банком Кыргызской Республики.
Основной целью государственного регулирования является: развить отечественное производство ювелирной промышленности путем внесения изменений в налоговое законодательство для развития ювелирной отрасли на территории Кыргызской Республики.
По состоянию на 2016 года общее количество субъектов предпринимательства, занимающихся операциями с драгоценными металлами и камнями, подпадающими под регулирование и надзор в сфере ПОД/ФТ, составило 444 субъекта. Указанные субъекты предпринимательства осуществляют один или несколько из следующих видов деятельности: изготовление; скупка и реализация; переработка вторичного сырья; закупка шлихового золота и золотосодержащих концентратов. Наибольшее число субъектов предпринимательства занято в скупке и реализации драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий.
Основными сдерживающими факторами для развития ювелирной отрасли являются:
- неконкурентоспособность отечественных ювелирных предприятий из-за более высокой себестоимости их продукции по сравнению с изделиями зарубежных производителей;
- недостаточная защита ювелирного рынка страны от импорта и подпольного производства;
- отсутствие сырья в необходимом количестве и по разумной цене на рынке Кыргызской Республики;
- налоговые нагрузки создают неконкурентоспособные условия для развития отечественной ювелирной отрасли;
- наблюдается значительный рост импорта ювелирных изделий, нарушение конкуренции;
- отсутствие современного оборудования необходимого для производства ювелирных изделий.
Предлагаемые изменения и дополнения в Налоговый Кодекс КР:
1) освободить по налогу на прибыль, налога с продаж, а также предоставить льготы по земельному налогу и налогу на имущество ювелирных производителей, осуществляющие свою деятельность в преференциальных населенных пунктах;
Фактически данный подход обусловлен необходимостью создания экономических условий для развития производства, в локальных территориях и реализацией мер, направленных на развитие ювелирной промышленности, заложенных в принятой Правительством КР «Концепции развития ювелирной промышленности до 2022 года (« предусмотрено создание особой экономической зоны») и в целом будет мерой реализации политик развития, в основе которой развитие глубокой переработки добываемых металлов и получение большей прибавочной стоимости.
2) применение регуляторного механизма в виде освобождения от уплаты НДС:
- концентраты, сплавы и аффинированные драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, импортируемые на территорию КР;
Поскольку, на внутреннем рынке существует дефицит драгоценных металлов, а у субъектов производителей драгоценных металлов имеются гражданские договора на экспорт металлов и всего один действующий аффинажный завод, предлагается за счёт освобождения импорта драгоценных аффинированных металлов создать условия для ввоза и развития конкуренции на внутреннем рынке драгоценных металлов.
Освобождение импорта от НДС средств производства основано на необходимости снижения стоимости, ввозимого технологического оборудования.
- основные средства, импортируемые на территорию Кыргызской Республики хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в качестве плательщика НДС, непосредственно для собственных производственных целей.
Принятие данного проекта Закона Кыргызской Республики согласно информации Государственной налоговой службы при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики выпадения бюджета по налогам за год в среднем могут составить:
- при включении ювелирного производства в перечень преференциальных видов промышленной деятельности, подлежащих льготному налогообложению 3,1-5,7 млн. сом;
- при освобождении от налога на добавленную стоимость импортируемых концентратов, сплавов и аффинированных драгоценных металлов, предназначенных для производства ювелирных изделий -1,2-3,9 млн. сом.
Принятие предлагаемого проекта не предусматривает выделения средств из государственного бюджета.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:
1. Предложения принимаются: | |
- по электронной почте | 62-05-35 (+176), e-mail: d_sardarbek@mail.ru |
- на почтовый адрес | Адрес: 720002, г. Бишкек, Чуй проспект, 106 |
2. Срок приема предложений не позднее | (22.05.2021 год) |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | (29.05.2021 год) |