Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование
(при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Согласно внесенным изменениям в Закон Кыргызской Республики
«О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», нормы закона не распространяются при проведении проверок государственным антимонопольным органом по признакам завышения (занижения) потребительских цен при действиях хозяйствующих субъектов, противоречащих антимонопольному законодательству, при государственном регулировании цен на социально значимые товары, а также при мотивированном представлении Евразийской экономической комиссии. При этом, Порядок осуществления контроля уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору в области антимонопольного законодательства определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
На сегодняшний день у уполномоченного антимонопольного органа нет инструментов для своевременного и эффективного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами порядка формирования и применения цен на отдельные виды социально значимых товаров в период введения временного государственного регулирования цен. Отсутствуют и эффективные механизмы противодействия соглашениям (картелям), согласованным действиям и иным негативным проявлениям на товарных рынках, имеющих признаки соглашений.
Без наличия действенного механизма контроля соблюдения порядка формирования и применения цен на отдельные виды социально значимых товаров, уполномоченный антимонопольный орган не имеет возможности «держать руку на пульсе», своевременно отслеживать и реагировать на возможные отрицательные ситуации на рынках или экономике.
Подобная ситуация ведет к запоздалой реакции на ту или иную ситуацию, превращению государственных органов в «пожарную команду», когда они могут реагировать только на последствия, при этом не имея возможности действовать на опережение.
Ввиду отсутствия инструментариев в сфере борьбы с картелями, которые своими действиями ограничивают конкуренцию путем заключения незаконных соглашений между конкурентами, направленных на ущемление интересов потребителей, невозможно оперативно реагировать, собрать всю доказательную базу и принять меры ответственности к нарушителям законодательства.
Практика показала, что поступление заявлений (жалобы) по признакам сговора маловероятны, а в некоторых случаях появление заявления (жалобы) невозможно. Таким образом, проведение мероприятий, направленных на внезапное получение информации и документации, а также осуществление иных контрольных действий невозможно. Следовательно, у недобросовестных участников рынка появляется возможность сокрыть или уничтожить информацию.
Исключения обязанности заранее информировать субъектов-нарушителей в картельном сговоре даст сотрудникам антимонопольного органа возможность приходить к субъектам рынка, подозреваемым в заключении картельных сговоров, с неожиданной проверкой в рамках начавшегося расследования. Проведение внезапных проверок даст антимонопольным органам преимущество, поскольку неосведомленность нарушителя о предстоящей проверке оставит мало шансов для уничтожения доказательство его вины.
2. Описание цели предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели) и способа решения проблем:
Проектом Порядка осуществления контроля уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору в области антимонопольного законодательства предусмотрено следующее:
- начало и окончание проведения контрольных мероприятий, а также требования, предъявляемые к составлению акта;
- зашита прав субъектов контроля в процессе проведения контрольных мероприятий, то есть действие должностного лица, проводящего контрольные мероприятия, а также решение уполномоченного органа по результатам контрольных мероприятий, могут быть обжалованы в вышестоящий уполномоченный орган, или непосредственно в суд в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке;
- обязанности и права уполномоченного антимонопольного органа и его должностных лиц, при проведении контрольных мероприятий;
- меры, принимаемые по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий;
- ответственность уполномоченного антимонопольного органа в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении контрольных мероприятий и совершении противоправных действий (бездействий).
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, предупреждение их возникновения, что будет исключать злоупотребления, направленные на поддержание высокого уровня цен, что обеспечит экономически доступные цены на товары (работы, услуги) и их стабильность, поскольку рост цен зависит от действий хозяйствующих субъектов на рынках.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Недовольство со стороны бизнеса предлагаемым мерам.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования:
Не представляется возможным определить, так как заранее невозможно определить нарушителей антимонопольного законодательства и законодательства о ценообразовании.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Дополнительных расходов не ожидается.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Принятие проекта постановления не повлечет дополнительных финансовых расходов из республиканского бюджета.
К уведомлению прилагаются:
1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;
- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
- является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным;
- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
- существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;
- общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:
- по электронной почте | J.kojosheva@mail.ru |
- на почтовый адрес | 720002, г. Бишкек, ул. Абдымомунова, 207 Управление антимонопольной политики, развития конкуренции и ценообразования |
2. Срок приема предложений не позднее | 20 сентября 2024 года |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 23 сентября 2024 года |