-
Внешнеэкономическая деятельность
№ 18087
Добрый день. Я занимаюсь бухгалтерским сопровождением субъектов малого и среднего предпринимательства, и среди моих клиентов есть две местные компании зарегистрированные в Министерстве юстиции Кыргызской Республики один из них на общем налоговом режиме, а другой на Упрощённой системе налогообложения где единственным учредителем этих компании является гражданин Российской Федерации. Данные компании планируют заняться внешней торговлей товаров, в частности экспортировать с территории Европы и/или Китая товары напрямую в Российскую Федерацию (далее РФ), при этом товар не будет пересекать границы Кыргызской Республики (далее КР). Покупатели товаров в РФ будут оплачивать за товары на счета этих компании в КР в полном объеме (покупная стоимость и наценка местной компании), а местная компания в свою очередь будет оплачивать за покупную стоимость товаров в Китай и/или Европу. Местная компания не имеет склада на территории КР. Наша деятельность не относится к категории деятельности, которая занимается поставкой товаров на основании договора агентского вознаграждения. В отношении с китайской и/или европейской компанией мы являемся покупателем, а в отношениях с российской компанией мы выступаем в качестве продавца. Исходя из вышеизложенного, прошу Вас помочь нам в решении нижеуказанных вопросов: 1. Является ли такая деятельность законным? 2. Какие налоги, кроме налогов и отчислений из заработной платы, возникают у этих местных компании на территории КР у одной (НДС, НсП, Налог на прибыль) и у другой (Единый налог) ? Выражаю Вам благодарность, и буду ждать от Вас ответа.
-
Жалоба на некачественное выполнение ремонтных работ (Защита прав потребителя)
№ 18086
Здравствуйте!
Меня зовут Эллада (контактный телефон: 0706125940). Проживаю по адресу: Проспект Чуй 105, кв. 36.
Я обращаюсь за консультацией по спору, связанному с некачественно оказанными услугами по ремонту квартиры, в рамках Закона КР "О защите прав потребителей".
Детали исполнителей:
Организатор/Координатор (Контакт): Майрамбек (+996 555 041 545).
Фактический исполнитель работ: Али (+996 222 103 901).
Получатель средств (М-Банк): Мухаммад Б. (+996 990 103 901).
Суть проблемы:
Ремонтные работы, выполненные 10.11.2025, оказались крайне некачественными (покрытие осыпается/обваливается). Общая сумма ущерба составляет 91 700 сом. Предоплата в размере 31 000 сом была переведена на номер +996 990 103 901 (Мухаммад Б.).
Ситуация с урегулированием:
22.11.2025 Майрамбеку была отправлена официальная претензия с требованием исправить дефекты в срок до 30.11.2025. Однако, несмотря на установленный срок, исполнители уже отказываются от выполнения работ и игнорируют мои обращения.
Прошу предоставить консультацию:
Поскольку исполнители фактически отказались от досудебного урегулирования и игнорируют требования, прошу разъяснить мои дальнейшие юридические действия для защиты моих прав потребителя и взыскания ущерба, не дожидаясь наступления крайнего срока 30.11.2025.
К обращению прилагаю фотографии дефектов и чеки, подтверждающие перевод денежных средств.
С уважением,
Эллада.
-
Хотели бы перейти с 01 января 2026 года на упрощенную систему на основе единого налога. Опираясь на ст.419 ч.2 п.5 , мы не можем этого сделать .
Просим Вас разъяснить, можем ли мы себя отнести к субъекту общественного питания ,так как тоже являемся производителями безалкогольных напитков и продуктов общественного питания .
-
Как можно ознакомиться с приказом министерства #38 от 30 марта 2022 года, могли бы ррислать на емайл. Суважением. М.Токтобеков
-
Здравствуйте. Я на протяжении многих лет работаю на рынке Дордой. Розничная торговля обуви. До июля 2024 года мы работали по патенту и оплачивали патент+соцфонд вместе. То есть в сумме, которые мы отдавали в руки налогового инспектора был и соцфонд. С Июля 2024 года мы открыли ИП и начали оплачивать средства электронно, не посещая налоговый орган на Дордое. Оплата всегда была через Мбанк и мы до сегодняшнего дня не имеем долгов. Буквально неделю назад нас уведомила администрация об оплате страховых взносов и погашении долгов. При проверке оказалось, что с сентября 2024 года по сей день мы не платили страховой взнос, хотя мы по старинке были убеждены что мы платим ставку ИП и в этой же сумме есть и страховой взнос.
Мы сейчас оплатили за октябрь ноябрь и декабрь 2025 и в будущем поняли как проводить оплату и будем это соблюдать. Но нам сказали что за 13 месяцев мы обязаны оплатить долг почти 40 тыс сом по ставке 8%. Нам не нужно восстанавливать стаж за этот период.
Вопрос:
1 законно ли требовать погашение если не было письменного уведомления или устно по телефону? Все данные по ИП у налоговой и у администрации рынка есть.
2 почему в мбанк, в личном кабинете сайта салык.кж никогда не было уведомления об этой задолженности по страховым взносам? У меня есть бумаги где говорится что мы не имеем задолженности по налогам.
3 какие последствия нас могут ожидать если мы продолжим платить на постоянной основе страховой взнос, не восстановив стаж за 13 месяцев с сентября 2024 по сентябрь 2025?
4 имеет ли администрация рынка или налоговая служба применять в данном случае к нам разные методы давления или воздействия для погашения задолженности?
5 повлияет ли эта задолженность в будущем при ликвидации ИП через несколько лет?
Прошу вас развернуто ответить и продублировать ответ на электронную почту. При возникновении вопросов или уточнений доступны по номеру телефона. Спасибо вам.
-
по номеру обращения 18012 от 27.10.25г.До сих пор нет ответа можете пожалуйста отправить мне номер исполнителя
№ 18079
по номеру обращения 18012 от 27.10.25г. До сих пор нет ответа можете пожалуйста отправить мне номер исполнителя
-
о применении режима по НДС для резидента СЭЗ
№ 18078
Наша организация осуществляет бухгалтерское сопровождение компании — резидента Свободной экономической зоны «Бишкек». В ходе консультирования клиентов по вопросам применения налогового законодательства возникла необходимость получения официального разъяснения по порядку применения налога на добавленную стоимость (НДС).
В частности, резиденты СЭЗ «Бишкек» осуществляют производство товаров на территории СЭЗ и реализуют произведённую продукцию покупателям, которые не являются резидентами СЭЗ и находятся за пределами территории СЭЗ.
В связи с этим просим разъяснить следующее:
1. Возникает ли у резидентов СЭЗ обязанность по постановке на учёт в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС), если реализация произведённых товаров осуществляется покупателям вне территории СЭЗ, не являющимся участниками СЭЗ?
2. Имеются ли действующие льготы или исключения по применению НДС для резидентов СЭЗ при реализации товаров на остальной территории Кыргызской Республики?
Если да, просим указать нормативные правовые акты, регулирующие данные льготы, и условия их применения.
Полученная информация необходима нам для корректного консультирования и сопровождения наших клиентов — резидентов СЭЗ.
Будем признательны за предоставление официального разъяснения по вышеуказанным вопросам.
-
Налоговый агент НДС
№ 18077
Прошу Вас подтвердить ход нашего мышления относительно налогового агента НДС если мы правы. Если нет -дайте пожалуйста объяснение с ссылкой на статьи.
ОсОО БПО Центральная Азия заключила договор на оказание услуг для компании Самсунг, которая является резидентом Республики Казахстан, которая занимается оказанием консультационных услуг продуктов марки Самсунг для сбора, обработки и распространения информации, рекламы и изучения рынка.
Договор на оказание услуг по сбору и обработке информации о результатах тестирования мобильных телефонов Samsung
В рамках договора наша компания самостоятельно оказывает услуги Samsung. Это не аутстаффинг, а именно услуги по сбору и обработке информации о тестировании мобильных телефонов Samsung, включая программное обеспечение, в интересах Samsung.
Казахстан и Кыргыстан входят в Евразийский экономический союз и применяют единые положения Договора о евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Приложение №18) для трактовки в части налогообложения НДС. Данный договор является приоритетным для обеих стран в сравнении с положениями налоговых кодексов каждой страны.
В соответствии с п. 28 Приложения 18 к Договору взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
В соответствии с п. 29 Приложения 18 к Договору местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:
4) налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются:
..услуги по обработке информации...
Предметом договора являются услуги по сбору и обработке информации, место реализации для такого типа услуг определяется по месту нахождения покупателя услуг (в Казахстане)
• НДС
• В соответствии с Договором о евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (п.2, п.28, пп.4 п.29 Приложения №18) услуги по сбору и обработке информации облагаются НДС по месту нахождения покупателя услуг. Соответственно, для данных услуг применим Казахский НДС. НДС Кыргызской республики для данных услуг как налогового агента не применим.
Таким образом, в соответствии с вышесказанным, Кыргызская республика не будет являться местом реализации услуг по сбору и обработке информации. Кыргызский НДС не применим.
• Налог на прибыль у источника выплаты
Услуги по сбору и обработке информации не облагаются налогом на прибыль у источника выплаты в РК, поэтому предоставление документов для освобождения от налога не требуется
Прошу Вас отправить копию письма с ответом Министерства экономики на почту irina.gauk@yandex.ru и в твердой копии.
-
Налоги на деятельность вне КР
№ 18074
Добрый день,
по следующему налоговому изменению с 2026 года, касающемуся обязанности перейти на упрощенную систему налогообложения и платить налог по ставке 1% с выручки компаниям, зарегистрированным в КР, но осуществляющим деятельность вне территории КР.
Согласно внесенным изменениям:
• Часть 5 статьи 240 НККР признается утратившей силу; то есть «ставка налога на прибыль от осуществления деятельности вне территории Кыргызской Республики, исчисленная, устанавливается в размере 3%» утратит силу с 1 января 2026 года
• Часть 2 статьи 49 НККР имеет следующую редакцию «Налогоплательщик имеет также другие права, установленные налоговым законодательством Кыргызской Республики, за исключением права субъекта, осуществляющего деятельность вне территории Кыргызской Республики, уплачивать налоги в соответствии с общим налоговым режимом;
• Часть 1 статьи 419 дополнена пунктом 4, в соответствии с которым налогоплательщиком единого налога является субъект, осуществляющий деятельность вне территории КР, где под деятельностью вне территории КР понимается деятельность по реализации товаров, место осуществления которой находится за пределами территории КР, в случае, когда КР не является местом происхождения данных товаров, также под товарами понимаются товары, которые не пересекают Государственную границу КР.
• Статья 423 НК КР дополнена частью 6-1, согласно которой субъект, осуществляющий деятельность вне территории Кыргызской Республики, уплачивает в отношении этой деятельности налог в размере 1 процента.
В части 6-1 статьи 423 НК КР не указано, что является облагаемой базой налогом. Однако статьей 422 НК КР отражено следующее, если иное не предусмотрено настоящей статьей, базой обложения налогом является выручка от реализации товаров, работ, услуг.
Вопрос: обязаны ли компании, осуществляющие деятельность по реализации товаров за пределами КР, на основании вышеприведенных норм применять упрощенную систему и платить налог 1% с выручки c 2026 года?
-
Права алуу бойунча
№ 18073
Мен ош город мен авто школа да окуганмын в с категория бойунча мен авто школа ны бутургонмун тестен отконмун 19.20 бал важдени дан в с1 категория сынан отконмун с категория сынан отоалбай жатам мен права беретурган жерге барып права бер десем сен в с категория сына окугансын деп бербейтат ошол жактары турабы кыргызстан мыйзам бойунча?
-
Разъяснение по Налоговому Кодексу КР
№ 18072
В Министерство экономики и коммерции
Кыргызской Республики
ОсОО Мейкин Трейд
код ОКПО 32996780
ИНН 03105202410126
Исх. № 17/11/1 от 17.11.2025
ЗАПРОС
Общество с ограниченной ответственностью «Мейкин Трейд» (далее Компания) осуществляет деятельность в сфере оптовой торговли и применяет упрощенную систему налогообложения на основе единого налога.
Компания получает дополнительный доход в виде процентов по договору займа, выданному другому юридическому лицу, и включает суммы процентных доходов в налоговую базу для исчисления единого налога в соответствии с частью 3 статьи 422 НК КР.
Статья 422. Налоговая база
1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, базой обложения налогом является выручка от реализации товаров, работ, услуг.
3. Доходы, полученные от другой деятельности, облагаемые в соответствии с разделами VII и VIII настоящего Кодекса, также подлежат включению в налоговую базу для исчисления единого налога…
В соответствии со статьей 178 НК КР электронная счет-фактура (ЭСФ) оформляется налогоплательщиком при реализации товаров, выполнение работ и оказании услуг, и должна отражать суммы, подлежащие оплате покупателем.
Проценты по договору займа не являются реализацией товаров, работ или услуг, а представляют собой доход, возникающий в рамках договора займа.
Просим разъяснить:
Требуется ли оформлять электронную счет-фактуры (ЭСФ) на суммы процентных доходов, полученных Компанией по договору займа, выданному другому юридическому лицу?
Также просим подтвердить, что в связи с отсутствием факта реализации товаров, работ или услуг, обязанность по оформлению ЭСФ на указанные процентные доходы отсутствует.
Заранее благодарим за ответ.
С уважением,
Директор ОсОО «Мейкин Трейд» Турбин С.
Исп. Рак М.
тел.0555503936
-
Ответ на письмо входящий А-584 от 02.10.2025
№ 18069
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, когда можно ожидать ответ на письмо № обращение 2215, вх. №А-584 от 02.10.2025.
Заранее благодарю за информацию.