Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке Кыргызской Республики

Описание: Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\aa9f2318-d558-4f47-88ef-478c9b1d164f\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2015 года № 461

Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке Кыргызской Республики

В соответствии со статьей 4 Закона Кыргызской Республики "О конкуренции" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке Кыргызской Республики согласно приложению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу со дня вступления в силу Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.


Премьер-министр                                                                                                                                                                                      Т.А. Сариев

Приложение


Утвержден
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 7 июля 2015 года № 461

ПОРЯДОК
проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке Кыргызской Республики

1. Общие положения

1. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке Кыргызской Республики (далее - Порядок) используются государственными органами для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - рынок) и выявления случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе:

1) при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц);

2) при формировании и ведении государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке;

3) при проведении анализа регулятивного воздействия на конкуренцию нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности".

2. Не требуется проведения процедуры установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии и государственной монополии.

3. Анализ состояния конкуренции на рынке товаров (работ, услуг) проводится в следующей последовательности:

1) определение временного интервала исследования рынка;

2) определение продуктовых границ рынка;

3) определение географических границ рынка;

4) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в том числе покупателей и продавцов, при необходимости);

5) расчет объема рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

6) определение количественных показателей;

7) определение качественных показателей;

8) определение рыночной силы хозяйствующего субъекта на рынке;

9) оценка состояния конкурентной среды на рынке;

10) составление аналитического отчета (выводы и предложения).

В каждом конкретном случае процедура проведения анализа может изменяться, возможен пропуск одного или нескольких этапов в зависимости от специфики рынка.

4. В настоящем Порядке используются понятия, определенные статьей 3 Закона Кыргызской Республики "О конкуренции" истатьей 3Закона Кыргызской Республики "О естественных монополиях в Кыргызской Республике", а также следующие понятия:

барьеры входа на рынок- обстоятельства, препятствующие возможности новым хозяйствующим субъектам на равных условиях конкурировать с уже действующими на рынке хозяйствующими субъектами;

географические границы рынка- территория, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами;

объем товарных ресурсов рынка (объем рынка)- общий объем реализации (поставки) товара или оказание финансовой услуги в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях;

продуктовые границы рынка- группа (набор) взаимозаменяемых товаров;

продавцы (поставщики) товара- хозяйствующие субъекты, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товаров к потребителю, и финансовые организации, оказывающие финансовые услуги (за исключением банковских услуг);

покупатели товара- потребители конечной продукции, включая оптовых, мелкооптовых и розничных торговых посредников, хозяйствующих субъектов, приобретающих товары для производственного потребления и/или последующей реализации, а также потребители финансовых услуг.

5. При анализе конкуренции на рынке в качестве источников исходной информации используются:

- данные, полученные от хозяйствующих субъектов;

- информация, полученная от органов статистики, налоговых, таможенных и иных государственных органов, органов местного самоуправления о видах деятельности хозяйствующих субъектов (торговая, посредническая, промышленная и т.д.);

- результаты экономических и товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций, а также отдельных специалистов и экспертов, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;

- данные независимых информационных центров и служб;

- данные объединений по защите прав потребителей и иных общественных объединений и ассоциаций, в том числе других государств;

- обращения и (или) жалобы физических и юридических лиц в антимонопольный орган;

- информация, полученная из средств массовой информации;

- данные собственных исследований антимонопольного органа или антимонопольных органов других государств;

- данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций;

- национальные стандарты, технические условия;

- данные ранее проведенных антимонопольным органом исследований состояния конкуренции на соответствующем рынке.

2. Определение временного интервала исследования рынка

6. Временной интервал исследования рынка определяется в зависимости от цели исследования согласно пункту 1 настоящего Порядка, особенностей рынка и доступности информации.

Если покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в один период времени, этим же товаром, приобретаемым в другой период времени, то при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор характеристики рынка, в том числе:

1) сезонность поставок товара в течение года;

2) стабильность поставок товара в течение года;

3) периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение количества покупателей в эти периоды;

4) возможность установления продавцами разных цен в разные временные периоды;

5) сроки контрактов;

6) время появления товара на рынке.

7. Все характеристики рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год, то есть все показатели необходимо применять годовые, с учетом динамики нескольких (2-3) предыдущих лет при наличии необходимой информации.

8. Если на рынке появляется новый товар (работа, услуга), то для исследования такого рынка за временной интервал принимается срок его существования.

Если на уже существующий рынок входит новый субъект (субъекты), вследствие чего изменяется структура рынка, расстановка сил на нем, за временной интервал принимается период с момента его вхождения на рынок.

9. В случае, если для целей исследования необходим учет условий, которые в будущем сложатся на рассматриваемом рынке (при введении предполагаемых мер по регулированию или совершению действий, за которыми осуществляется антимонопольный контроль), то проводится перспективный анализ состояния конкуренции на рынке. В ходе такого анализа выявляется состояние конкуренции, существующее на момент проведения исследования, и анализируется воздействие вводимых регуляторных мер на состояние конкуренции.

3. Определение продуктовых границ рынка

10. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру выявления товара (его потребительских свойств), не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же рынке и включает в себя:

1) предварительное определение товара через анализ:

- товарных словарей или справочников товароведов;

- заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

- стандартов, классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

- нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- иного способа, позволяющего однозначно определить товар;

2) выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, при котором анализируется:

- функциональное назначение, в том числе, цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара, в том числе перепродажа либо личное (собственное) потребление или профессиональное использование;

- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

- анализ цен и их динамики;

- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара (оптовая продажа, розничная продажа).

Состав свойств товара, определяющих выбор покупателя, и необходимая степень детализации описания товара зависят от целей проводимого исследования, а также от особенностей рынка.

11. Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 3 Закона Кыргызской Республики "О конкуренции" основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой, покупатель товара несет значительные издержки и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

Критериями взаимозаменяемости также являются:

а) функциональная взаимозаменяемость различной продукции, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предлагаемых заменителей. Необходимо учитывать дифференцированный подход к этой проблеме различных групп покупателей. Одна и та же продукция на одной и той же территории может обращаться на разных рынках (по составу покупателей и продавцов - оптовых и розничных), и эти рынки следует рассматривать обособленно;

б) сходство потребительских свойств товара и его заменителей, которое устанавливается в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик и его предполагаемых заменителей.

В условиях дефицита на рынке границы взаимозаменяемости товаров расширяются, но только до пределов, определяемых функциональным назначением товарной продукции.

В процессе анализа следует учитывать наличие барьеров взаимозаменяемости:

а) товар имеет преимущества перед заменителями в системе распределения (торговля по каталогам, торговля с обеспечением доставки на дом);

б) товар имеет преимущества перед заменителями в условиях продажи без нагрузок, с запчастями, предоставление скидок с цены, кредитов при оплате и прочих гарантий покупателям в эксплуатации (обеспечение после продажным обслуживанием).

Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их производства возможно применение следующих действий:

- выявить наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу. Это могут быть простаивающие, излишние мощности, позволяющие в короткие сроки с минимальными дополнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции;

- определить технологические возможности переключения производственных мощностей с производства товаров для другого рынка на выпуск продукции, относящейся к рассматриваемой товарной группе.

12. В случае отсутствия возможности установления точной классификационной позиции, соответствующей данному товару, рассматривается группировка классификационных позиций. При выявлении товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для товара, ввозимого на территорию Кыргызской Республики или вывозимого с территории Кыргызской Республики, может использоваться также товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, применяемая при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

13. Определение продуктовых границ рынка товаров может основываться на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Мнение покупателей определяется в результате выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

4. Географические границы рынка

14. Географические границы рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.

15. Географические границы рынка определяют территорию (географическая область, регион), на которой покупатели из выделенной группы приобретают или могут приобрести рассматриваемый товар.

16. Территория рынка определяется так же, как и товарная группа, по принципу признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как и тот же географический рынок данного товара.

17. При определении географических границ рынка учитываются следующие факторы:

1) возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в один географический рынок, то есть:

- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

- незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу;

2) возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в один географический рынок, то есть:

- незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;

- сохранность качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;

- отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров и прочее;

- сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка;

- наличие равных условий конкуренции на территории, в пределах которой осуществляются реализация, поставка товаров.

18. В сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:

1) наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);

2) возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

19. В целях определения рынка следует установить группу представленных на нем хозяйствующих субъектов (продавцов и покупателей).

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, входят физические и юридические лица, в том числе те, которые в течение краткосрочного периода (не более года) осуществляют деятельность на данном рынке.

Для определения группы покупателей, приобретающих товар у данного продавца, группировку покупателей следует производить по способам приобретения конкретного товара.

20. Состав выделенной группы покупателей уточняется по следующему критерию: каждый из покупателей выделенной группы может приобрести товар у любого из продавцов, реализующих товар на определяемом рынке.

21. Выявляются все продавцы, функционирующие на рынке, для которого определены товарные границы, в том числе оптовые и розничные.

Наряду с фактически действующими продавцами выявляются потенциально возможные продавцы и покупатели на определяемом рынке.

Потенциальными продавцами (конкурентами) считаются:

1) хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

2) хозяйствующие субъекты, которые изготовляют (ввозят) данный товар, но не продают его на территории исследуемого рынка;

3) новые хозяйствующие субъекты.

6. Расчет объема товарных ресурсов рынка (объем рынка) и доли хозяйствующих субъектов на рынке

22. Общий объем реализации (поставки) товара определяется, как сумма реализации (поставки) товара на данном рынке всеми продавцами:


Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\TOKTOM\b88795bf-d6a3-4f60-9a2a-41a113dc592a\document.files\image000.gif


где:

Vm - объем рынка;

Vi - объем реализации (поставки) продавцом (поставщиком) товара;

N - количество продавцов, действующих в географических границах рынка.

В случае отсутствия прямых данных об объемах реализуемой (поставляемой) потребителям продукции одного из производителей на рынке его объем рассчитывается математическим путем следующим способом:


Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\TOKTOM\b88795bf-d6a3-4f60-9a2a-41a113dc592a\document.files\image001.gif


23. В случае отсутствия прямых данных об объемах реализуемой (поставляемой) потребителям продукции объем рынка определяет расчетным способом по формуле:


Vm = Vp + Vim - Vex,


где:

Vm - объем рынка;

Vp - объем производства товара местными товаропроизводителями;

Vim - объем ввоза на территорию рынка;

Vex - объем вывоза за пределы внутреннего рынка.

24. При определении объема производства для расчета доли хозяйствующего субъекта на рынке учитывается объем производства за вычетом продукции, изготовленной из давальческого сырья.

Если хозяйствующий субъект производит данный товар и использует часть своей продукции для удовлетворения собственных потребностей, то в общий объем реализации (поставок) должна быть включена только та часть, которую он реализует на рынке.

25. Расчеты объема финансового рынка и доли на нем финансовой организации осуществляются по принципам, применяемым при расчетах на рынке товаров с учетом показателей каждого вида финансовой услуги.

26. Доля хозяйствующего субъекта - продавца (поставщика) на рассматриваемом рынке (Di) определяется, как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к объему рынка:


Di = Vi / Vm


Для более объективной оценки позиции хозяйствующего субъекта на рынке необходимо рассчитать доли по каждому году за 2-3 года (при наличии информации) и проанализировать их изменения. Неизменными или подверженными малозначительным изменениям считаются доли, колебания которых за каждый год исследуемого периода не превышают 5 процентов.

27. В случае, если хозяйствующий субъект осуществляет вывоз товара за пределы географической границы рынка, то необходимо вычесть объем вывезенной им продукции из объема его общей реализации:


Di = (Vi - Viex) / Vm,


где:

Viex - объем вывезенной продукции i-м хозяйствующим субъектом за пределы географической границы рынка.

28. Доля группы лиц на соответствующем рынке определяется, как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном рынке, и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Кыргызской Республики "О конкуренции". При этом группа лиц рассматривается как единый субъект рынка.

29. Совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Закона Кыргызской Республики "О конкуренции", определяется, как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц.

7. Определение количественных показателей рынка

30. Количественными показателями, характеризующими структуру рынка, являются:

1) численность продавцов, действующих на данном рынке;

2) доли, занимаемые продавцами на данном рынке;

3) показатели рыночной концентрации.

31. К показателям рыночной концентрации относятся:

1) коэффициент рыночной концентрации (CR), который рассчитывается, как сумма долей крупнейших поставщиков (покупателей) на данном рынке. Количество крупнейших поставщиков рынка отбирается, когда их доли являются сопоставимыми, разрыв между ними - не более чем в 10 процентов.

Используется уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших поставщиков (покупателей) в зависимости от специфики рынка;

2) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается, как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками (покупателями).

32. В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:

I тип - высококонцентрированные рынки: включают области значений 70% < CR-3 < 100%; 2000 < HHI < 10000;

II тип - умеренно концентрированные рынки: включают области значений 45% < CR-3 < 70%; 1000 < HHI < 2000;

III тип - низко концентрированные рынки: включают области значений CR-3 < 45%; HHI < 1000.

33. Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше поставщиков (покупателей) с разномасштабной поставкой (покупкой) продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.

8. Определение качественных показателей рынка

34. Качественными показателями, характеризующими структуру рынка, являются:

1) наличие (или отсутствие) барьеров входа и выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

2) определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый рынок.

35. К барьерам входа на рынок относятся:

1) экономические ограничения, в том числе:

необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

более высокие затраты привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с субъектами рынка, действующими на рассматриваемом рынке;

затраты получения доступа к необходимым ресурсам (сырью, материалам, энергоресурсам) и правам интеллектуальной собственности на получение информации;

транспортные ограничения (состояние и плотность сети автомобильных дорог, дефицит железнодорожных вагонов, слабый уровень развития инфраструктуры и технического оборудования аэропортов, регулярность, скорость и стоимость перевозок и другие);

преимущества субъектов рынка, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками рынка;

2) административные ограничения, вводимые государственными органами, в том числе:

условия лицензирования отдельных видов деятельности;

квотирование;

ограничения ввоза-вывоза товаров;

требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;

предоставление льгот (исключительных или эксклюзивных прав) отдельным субъектам рынка;

препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных нужд;

экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

стандарты и предъявляемые к качеству требования;

3) стратегия поведения действующих на рынке субъектов рынка, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:

установление монопольно низких (высоких) цен;

недобросовестная конкуренция;

4) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально интегрированных структур, наличие которых приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:

создает преимущества для участников вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;

требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на рынок;

5) другие ограничения входа на рынок.

36. К признакам, ограничивающим конкуренцию на рассматриваемом рынке, также относятся:

значительная доля вертикально интегрированных субъектов рынка;

снижение в течение временного интервала исследования доли субъектов рынка, не являющихся вертикально интегрированными;

доминирующее положение вертикально интегрированных субъектов рынка, действующих на рассматриваемом рынке, на одном из смежных рынках, на которых обращаются товары, используемые в производстве данного товара, или на которые рассматриваемый товар последовательно поступает в процессе своего физического перемещения от производителя к потребителю;

высокий уровень концентрации предшествующих (вышестоящих) смежных рынков, на которых субъект рынка, действующий на рассматриваемом рынке (последующем или нижестоящем) в качестве продавца, выступает или готов выступить в качестве покупателя.

37. Барьеры входа на рынок анализируются:

с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках стать участниками рассматриваемого рынка;

с точки зрения возможности субъектов рынка, действующих на рассматриваемом рынке, расширить производственные мощности или объем продаж данного товара.

38. Преодолимость барьеров входа на рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров.

Барьеры входа на рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный рынок.

Необходимые для хозяйствующих субъектов сроки и затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый рынок, а также преодолимость барьеров входа на рассматриваемый рынок могут оцениваться путем опроса фактических и потенциальных продавцов или отраслевых специалистов (экспертов).

9. Ценовой анализ

39. Ценовой анализ проводится в рамках определенных продуктовых и географических границ исследуемого рынка. Исследованию подлежат как оптово-отпускные цены предприятий производителей, так и цены розничной торговли в динамике, их рост или снижение, выявляются причины изменения цен.

В зависимости от специфики рынка необходимо проанализировать сегменты рынка - оптовый (первая реализация), посреднический (вторая реализация) и розничный (конечная реализация).

10. Определение рыночной силы хозяйствующего субъекта на рынке

40. Рыночная сила должна оцениваться в качестве признака, подкрепляющего доказательство доминирования.

Чем выше доля субъекта на рынке определенного товара, тем выше его рыночная сила, однако, и при отсутствии доли на рынке в размере 35 процентов, субъект может обладать рыночной силой и для каждого конкретного рынка она должна определяться индивидуально по результатам его исследования и с учетом его специфики.

Если доля на рынке определенного товара не превышает 35 процентов, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на рынке, относительно размера принадлежащих конкурентам долей на рынке, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных критериев, характеризующих рынок.

Примечание. Весьма распространенным является случай, когда понятие доминирующего положения на практике невозможно установить. Он связан с искусственным разделением большинства рынков на оптовую и розничную составляющие, когда основной производитель товара (и продавец на оптовом рынке) не является его поставщиком на розничный рынок и не может считаться участником этого рынка. Следовательно, влияние производителей товара на розничное звено в таких случаях не может быть учтено.

41. При определении признаков рыночной силы хозяйствующего субъекта учитываются и другие условия, позволяющие хозяйствующему субъекту ограничивать конкуренцию, в том числе наличие одного или нескольких следующих признаков:

отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на рынке соответствующего товара;

способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора о поставках;

способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и прочее);

способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставках товаров;

способность устанавливать и поддерживать монопольно высокие или монопольно низкие цены;

способность к другим антиконкурентным действиям.

Наличие одного или нескольких из перечисленных признаков является условием для признания рыночной силы хозяйствующего субъекта на рынке.

Необходимо проанализировать государственную политику и действия органов государственной власти, включая:

- оказание поддержки в развитии отдельным отраслям и хозяйствующим субъектам;

- совершенство применяемой системы налогообложения;

- установление льгот для осуществления хозяйственной деятельности в отдельных отраслях, регионах или льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

- принимаемые системы распределения ресурсов, государственных заказов.

Необходимо проанализировать применяемые субъектами рынка производственные, научно-технические, маркетинговые стратегии. К этой группе относятся факторы, которые формируют конкурентные преимущества фирм на рынке.

42. Необходимо учитывать и возможность объединенного обладания рыночной властью группы хозяйствующих субъектов. Это имеет место тогда, когда на рынке хозяйствующие субъекты в отдельности не имеют возможности злоупотреблять своим положением, но при объединении в группы и заключении между собой соглашения они получают необходимую рыночную власть.

При исследовании на предмет объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов необходимо оценить степень их возможного взаимодействия. К формам взаимодействия относятся:

взаимодействие, основанное на обладании акциями, паями, долями в уставных фондах друг друга;

формирование организационно-правовых структур, в состав которых входят несколько юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих единую экономическую политику.

43. Оценка доминирующего положения группы хозяйствующих субъектов основывается на двух подходах:

хозяйствующие субъекты рассматриваются как единый хозяйствующий субъект (в случаях обладания пакетами акций друг друга, позволяющих осуществлять необходимый взаимный контроль). При этом доля группы хозяйствующих субъектов, определенных в процессе анализа, считается как сумма долей всех хозяйствующих субъектов;

определение рыночной силы осуществляется на основе анализа поведения хозяйствующих субъектов - лидеров, с учетом признаков, характеризующих доминирующее положение отдельного хозяйствующего субъекта (в случаях с олигополистическими рынками и слабым фактическим контролем друг над другом).

44. Для характеристики устойчивости рыночной силы количественные показатели рассчитываются в динамике, показывающей тенденцию изменения.

Определение показателей, характеризующих краткосрочную рыночную силу, также необходимо, поскольку любой хозяйствующий субъект (группы хозяйствующих субъектов) при возникновении благоприятной для него конъюнктурной ситуации может воспользоваться ею для ограничения конкуренции и, даже не достигнув поставленной цели, нанесет определенный ущерб своим конкурентам или потребителю.

11. Итоговая оценка состояния конкуренции на рынках

45. Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, позволяет более точно определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый рынок, и оценить степень развитости (или неразвитости) конкуренции на данном рынке.

46. В случае отрицательной оценки состояния конкурентной среды, как неразвитой, необходимо определить условия изменения ситуации к лучшему, выделить из них зависящие и не зависящие от действий антимонопольного органа.

47. При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольного органа в процесс формирования конкурентной среды на данном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.

48. В зависимости от выявленных причин неразвитости конкуренции, действия антимонопольного органа будут направлены на увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке путем:

1) внесения соответствующих предложений о снижении барьеров входа на рынок и, прежде всего о принятии мер по активизации инвестиционного процесса;

2) внесения предложений о содействии развитию межрегиональной и международной торговли;

3) разделения (выделения) в установленном порядке хозяйствующих субъектов, уличенных в антиконкурентных действиях;

4) внесения предложений для принятия решений, ограничивающих процессы экономической концентрации между действующими на рынке хозяйствующими субъектами;

5) внесения предложений о повышении конкурентоспособности действующих на данном рынке субъектов;

6) ограничения рыночной силы субъектов рынка, занимающих на нем доминирующее положение, в соответствии с полномочиями антимонопольного органа.

12. Аналитический отчет

49. По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся краткие результаты проведенного анализа и предложения о принятии соответствующих мер по развитию конкуренции или принятии мер по регулированию.


Опрос
Онлайн обращение