ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2018 года № 426
О заключении Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики", инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Рыспаевым К.Ж.
В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики", инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Рыспаевым К.Ж.
2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
Премьер-министр | М. Абылгазиев |
Одобрено |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики", инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Рыспаевым К.Ж.
Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики", предусматривающий отнесение на вычеты из совокупного годового дохода сумм, направляемых гарантийным фондом в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Рыспаевым К.Ж., приходит к следующему заключению.
Согласно справке-обоснованию к данному проекту Закона проект Закона разработан в целях избежания двойного налогообложения гарантийных фондов в части формирования резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков по предоставлению гарантий (поручительств) в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О гарантийных фондах в Кыргызской Республике".
При этом Правительство Кыргызской Республики отмечает следующее.
1. Предлагаемое дополнение в Налоговый кодекс Кыргызской Республики не приведет к уменьшению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, поскольку в 2017 году в Кыргызской Республике создан за счет средств бюджета только один гарантийный фонд, который, несмотря на выделение гарантий на 519 млн. сомов, не стал прибыльным.
2. В Законе Кыргызской Республики "О гарантийных фондах в Кыргызской Республике" отсутствуют правовые основы и требования к порядку формирования резервов гарантийными фондами, несмотря на то, что гарантийный фонд оказывает банковские услуги за счет средств государственного бюджета на льготных условиях в целях поддержки малого и среднего бизнеса, как, например, это предусмотрено в Законе Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" по отношению к коммерческим банкам.
Необходимо также обратить внимание на то, что гарантийные фонды отчисляют резервы на покрытие своих убытков от оказания банковской услуги в соответствии со своими внутренними актами. Согласно проекту Закона из совокупного годового дохода предлагается вычитать суммы, направляемые гарантийными фондами в резерв, на покрытие своих убытков, в части представленных гарантий в обеспечение кредитов.
При этом следует отметить, что:
1) согласно статье 136 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" Национальный банк Кыргызской Республики проводит как внешний надзор, так и проверку деятельности банков, что снижает в определенной мере риски несоблюдения банками норм законодательства Кыргызской Республики;
2) принимая во внимание, что капитал гарантийных фондов сформирован из средств государственного бюджета, в случае принятия законопроекта в предлагаемой редакции, помимо отвлечения средств в виде вложения в уставный капитал, государство в лице гарантийного фонда должно выплатить банку задолженность по кредитному договору в случае неисполнения заемщиком обязательств по кредиту. В связи с этим, вместо устранения двойного налогообложения, будет присутствовать двойное отвлечение средств бюджета.
Кроме того, в соответствии с протокольным поручением Премьер-министра Кыргызской Республики от 21 июня 2018 года № 16-58 (от 25 июня 2018 года № 16-2652) Министерству экономики Кыргызской Республики совместно с Национальным банком Кыргызской Республики поручено в двухнедельный срок разработать и внести в Правительство Кыргызской Республики проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О гарантийных фондах в Кыргызской Республике", предусматривающего вопросы осуществления надзора за деятельностью гарантийных фондов Национальным банком Кыргызской Республики.
В случае принятия вышеуказанного проекта Закона Национальный банк Кыргызской Республики будет выступать в качестве регулятора деятельности гарантийных фондов. С учетом вышеизложенного Правительство Кыргызской Республики считает целесообразным принятие данного проекта Закона.