УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке АРВ к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации требований статей 98, 242, 255, 257, 258, 280, 281, 287 и 295 Налогового кодекса Кыргызской Республики и статьи 11 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» от 30 декабря 2008 года №735

Настоящим, Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.

Алкоголь является психоактивным веществом, вызывающим зависимость, которое широко используется во многих культурах на протяжении столетий. Вредное употребление алкоголя приводит к значительному бремени болезней, социальному и экономическому бремени в обществах.

Вредное употребление алкоголя может также причинять вред другим людям, таким как члены семьи, друзья, коллеги и незнакомые люди. Кроме того, вредное употребление алкоголя приводит к значительному бремени для здравоохранения, общества и экономики в масштабах всего общества. 

Употребление алкоголя является причинным фактором более чем 200 нарушений здоровья, связанных с болезнями и травмами. Употребление алкоголя связано с риском развития таких проблем со здоровьем, как психические и поведенческие нарушения, включая алкогольную зависимость, тяжелые неинфекционные заболевания, такие как цирроз печени, некоторые виды рака и сердечно-сосудистые болезни, а также травмы в результате насилия и дорожно-транспортных аварий.

Значительная доля бремени болезней, обусловленного вредным употреблением алкоголя, связана с непреднамеренными и преднамеренными травмами, включая травмы в результате дорожно-транспортных аварий, насилия и суицидальных попыток. Смертельные травмы, обусловленные употреблением алкоголя, как правило, происходят в относительно более молодых возрастных группах.

Снижение воздействия вредного употребления алкоголя требует комплексного подхода к алкогольной политике. Страны, принимающие решительные меры по сокращению потребления алкоголя, получают значительные преимущества с точки зрения улучшения здоровья и благосостояния населения, повышения занятости и производительности труда, увеличения ресурсов в сфере здравоохранения и социального обеспечения, улучшения здоровья и экономического равенства, а также повышения социальной сплоченности и общественной интеграции.

Стоит отметить, что уменьшение спроса с помощью механизмов налогообложения и ценообразования приведет к улучшению здоровья населения, снижению отрицательных социальных последствий и положительной динамике по сокращению экономического ущерба государству.

На современном этапе уровень потребления алкоголя в Кыргызстане является достаточно высоким, что создает реальную угрозу развитию общества. За последние два года жертвами злоупотребления алкоголем стали около 18 000 человек. Умерло от болезней, связанных с употреблением алкоголя - 53 человека; в состоянии алкогольного опьянения в 2016-2017 годах было совершено - 690 преступлений; за этот же период привлечены к уголовной ответственности за совершение дорожно-транспортных происшествий, лица, находившиеся в нетрезвом состоянии - 85 человек; совершено 949 дорожно-транспортных происшествий, в них погибло - 118 человек и 906 человек получили травмы различной степени тяжести, 783 транспортных средств были повреждены. По данным Министерства внутренних дел Кыргызской Республики в 2016 году привлечены к административной ответственности – 9 459 человек за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, а в 2017 году – 9539 человек.

Вся эта статистика говорит о том, что количество лиц, употребляющих алкоголь, не уменьшается, а в определенной степени растет и угрожает развитию нашего общества.

В настоящее время Кыргызстан имеет самый низкий уровень акциза, например, на водку среди соседних стран. По данным Статистического комитета Казахстана, в феврале 2017 года цена одного литра водки в Казахстане составляла 2169 тенге (36) (477 сомов), а в Кыргызстане - 352 сома (19). Если бы акциз для водки в Кыргызстане в 2017 году был бы увеличен до минимального уровня ЕАЭС (116 сом) или на 93% от уровня 2016 года, акцизная нагрузка на литр увеличилась бы на 62 сома (акциз на 56 сомов плюс 6 сомов НДС), а средняя розничная цена за бутылку водки 0,5 литра увеличится с 176 сомов до 207 сомов или на 18%.

Недавний мета-анализ оценил среднюю ценовую эластичность для крепких спиртных напитков как 0,55. Даже если мы предположим, что эластичность цен в Кыргызстане почти в два раза выше (-1,0), налогооблагаемый оборот водки и крепких спиртных напитков также снизится на 18%: с 10 миллионов литров (среднегодовой уровень в 2015-2016 годах) до 8,2 миллиона л; прогнозируемый годовой доход составит 8,2 x116 сом = 950 млн. сомов, тогда как при нынешних ставках акциза поступления составят всего около 700 (10x70 сомов) миллионов сомов. Однако увеличение акцизного налога должно сопровождаться усилиями Правительства по сокращению незаконного рынка алкоголя и уклонения от уплаты налогов.

В порядке информации отмечаем, что ранее постановлением Правительста Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 26 декабря 2019 года №711 было установлено планомерное увеличение ставок акцизного налога на водку, классифицируемую в товарной позиции ТН ВЭД 220860, ликероводочные изделия, классифицируемые в товарных позициях ТН ВЭД 220830, 220870, 220890, крепленые напитки, крепленые соки и бальзамы, классифицируемые в товарных позициях ТН ВЭД 220840, 220850, слабоалкогольные напитки, классифицируемые в товарных позициях ТН ВЭД 220890, коньяки (кроме коньячного спирта), классифицируемые в товарных позициях ТН ВЭД 2208201200-2208202900, 2208206200-2208208900, а также спирт этиловый неденатурированный, этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные, любой концентрации, кроме отпускаемого товаропроизводителям или импортируемого товаропроизводителями для выработки водки, ликеро-водочных изделий, крепленых напитков, крепленых соков, бальзама, вина, при наличии у них лицензии на право их производства, и спецпотребителям в пределах норм, классифицируемые в товарной позиции ТН ВЭД 2207 до 2027 года, производимые на территории Кыргызской Республики и ввозимые на территорию Кыргызской Республики.

Вместе с этим ставки акцизного налога на вина, классифицируемые в товарных позициях ТН ВЭД 2204 (кроме 220410 и 220430), 2205, 2206, пиво, расфасованное и нефасованное, классифицируемое в товарной позиции ТН ВЭД 2203, вина игристые, включая шампанское, классифицируемые в товарной позиции ТН ВЭД 220410 не повышались.

Однако в целях достижения поставленных задач по улучшению здоровья и благосостояния населения, а также обеспечения единообразного и постепенного подхода к увеличению ставок акцизного налога по всем видам алкогольной продукции в пределах базовых ставок и увеличения доходной части государственного бюджета, проектом предусматривается повышение ставок акцизного налога на вина классифицируемые в товарных позициях ТН ВЭД 2204 (кроме 220410 и 220430), 2205, 2206 с 12 сомов за 1 литр до 20 сомов за 1 литр, пиво, расфасованное и нефасованное, классифицируемое в товарной позиции ТН ВЭД 2203 с 17 сомов за 1 литр до 30 сомов за 1 литр, вина игристые, включая шампанское, классифицируемые в товарной позиции ТН ВЭД 220410 с 45 сомов за 1 литр до 60 сомов за 1 литр.

Согласно предварительным расчетам сумма ожидаемого дополнительного поступления после принятия данного проекта за июнь-декабрь месяцы 2021 года (учитывая время, необходимое для вступления в силу проекта постановления) составляет около 200,0 млн. сомов, за 2022 год – более 400,0 млн. сомов.

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:

РЕЕСТР предложений и ответов 

1. Предложения принимаются:


- по электронной почте

62-05-35 (+287), 

e-mail: v.pak.gov@gmail.com

- на почтовый адрес

Адрес: 720002, 

г. Бишкек, Чуй проспект, 106

2. Срок приема предложений не позднее

23 апреля 2021 года 

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее

30 апреля 2021 года 

Авторы проекта(Контакты, данные, информации)
Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение