На общественное обсуждение вынесен проект новой редакции Налогового Кодекса КР

Новости
03 Сентябрь 2021
12389

На общественное обсуждение вынесен проект новой редакции Налогового Кодекса КР на официальном сайте Кабинета Министров КР. (проектом можно ознакомиться по ссылке https://www.gov.kg/ru/npa/s/3287). Проект разрабатывался межведомственной рабочей группой, образованной по приказу Министерства экономики и финансов КР, куда входили депутаты Жогорку Кенеша, представители государственных органов, бизнес-сообщества и эксперты.


Цели, поставленные перед разработчиками - адаптация налогового законодательства к современным экономическим условиям, дальнейшее совершенствования цифровизации налоговых процедур, создание равных условий ведения предпринимательской деятельности и сокращение теневой составляющей экономики.


Предлагаемые меры совершенствования налогового законодательства направлены на следующие перспективы развития: 

- Для бизнеса это упрощение исполнения налоговых обязательств; минимизация капитальных и операционных затрат для исполнения налоговых обязательств всех участников; упрощение, автоматизация отчетности и минимизация контакта с сотрудниками налоговых органов; устранение недобросовестной конкуренции и защита отечественных производителей; возможность увеличения экспорта продукции в третьи страны и страны-члены ЕАЭС.


В интересах конечных потребителей предложенные инструменты направлены на обеспечение повышения качества товаров и услуг, прозрачности рынка и адекватности ценового диапазона. 


Предложенная редакция Налогового Кодекса КР в целом призвана способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата; возможности выявления незаконного товарооборота; повышению собираемости налогов.


По результатам проведенной работы было отмечено, что в целом структура и принципы Налогового кодекса не должны подвергаться коренной переработке. При этом предложено оформление проекта Налогового кодекса в виде новой редакции по следующим основаниям:

1) Придерживаясь современного практического подхода в налоговом администрировании и изложении Налогового кодекса, необходимо провести правовую и техническую доработку для приведения в соответствие Налогового Кодекса КР с изменениями, внесенными за последние 10 лет в более чем 130 законов КР 

2) приведение к единообразию элементов налогообложения по всем видам налогов и специальным налоговым режимам;


Кроме этого значительная работа проведена в части устранения неясностей и противоречий, выявленных в ходе правоприменительной практики, по итогам которой по всему Налоговому кодексу внесены соответствующие изменения.


Также следует отметить, что кроме указанных норм в проекте Налогового кодекса предусматриваются значимые изменения:

1. Для более удобного и эффективного планирования ведения бизнеса и инвестиционных проектов, и для обеспечения стабильности налоговой системы предлагается вносить изменения в Налоговый кодекс не чаще одного раза в год. Вступать в силу они будут только с первого января следующего календарного года за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы. 

2.При возникновении споров о применении норм Налогового кодекса письменные разъяснения Министерства экономики и финансов КР являются обязательными для исполнения органами налоговой службы и принимаются правоохранительными и судебными органами в качестве доказательства при рассмотрении налоговых споров.

3. Профильный комитет Жогорку Кенеша уполномочен принимать решение о наличии правовых коллизий в Налоговом кодексе КР или отсутствии норм, регулирующих те или иные налоговые правоотношения. При наличии такого постановления профильного комитета ЖК, органы налоговой службы и/или судебные органы по возникшим налоговым спорам обязаны принять решение в пользу налогоплательщика.  

4. Предложена норма, согласно которой не только малый, но и субъекты среднего бизнеса с товарооборотом до 30 млн сомов, могут применять упрощенный режим налогообложения на основе единого налога вместо выплаты налога на прибыль, налога с продаж, НДС на облагаемые поставки, и предоставлять один отчет раз в квартал. 

5. В рамках стратегии выведения экономики из тени, увеличения налоговых поступлений в бюджет и для стимулирования заинтересованности конечных потребителей предлагается запуск проекта по возврату части стоимости приобретенных товаров и услуг, указанных в кассовых чеках «cashback». Это уже зарекомендовавшая себя во многих странах система, когда потребители регистрируют чеки на специальном портале, и по завершению отчетного периода на указанный в системе счет возвращается определенный процент от суммы чеков.  

6. Заложена норма для запуска системы дистанционного налогового контроля. Бизнес, на добровольной основе зарегистрированный в этой системе и предоставляющий доступ к своей бухгалтерской системе, освобождается от налоговых проверок. Работа системы сведет к минимуму вмешательство Налоговой службы в деятельность субъектов предпринимательства, защитит добросовестный бизнес от необоснованных проверок и будет способствовать пресечению коррупционных схем и выводу экономики из тени. 

7. Если у налогоплательщика возникла налоговая задолженность по итогам проверки или сдачи уточненного отчета, ему при оплате основной задолженности предоставляется 50% списание пени и санкций. 

8. В ответ на обращения экспортеров, пересмотрены механизмы возврата НДС для предприятий-экспортеров. Предлагается упрощенный механизм возврата НДС для предприятий – экспортеров.

9. В связи с недовольством налогоплательщиков на принимаемые решения судов по рассмотрению налоговых споров, в соответствии со статьей 93 Конституции Кыргызской Республики предлагается учредить специализированные налоговые суды.

10. В связи с обращениями банковского сектора внедряется налогообложение исламских принципов финансирования.

11. Вводится режим оплаты НДС такими электронными компаниями, как GoogleFacebook и др., оказывающими услуги на территории Кыргызстана в электронном виде. Также вводится специальный налоговый режим на деятельность в сфере электронной коммерции. 

12. Предлагается новый подход в предоставлении льгот субъектам предпринимательства по результатам оценки эффективности и на фиксированные временные периоды. Перечень льгот, подлежащих оценке, а также порядок и виды оценки эффективности налоговых льгот будут утверждаться Кабинетом Министров КР.

13. С целью поддержки отечественных производителей и создания эффективных инструментов для вывода отечественной продукции на зарубежные рынки в предложенной редакции Налогового Кодекса КР предусматриваются налоговые льготы субъектам швейной, ювелирной, авиационной отрасли. Также в рамках национальной программы «зеленой экономики» и для повышения качества предоставления услуг гражданам освобождаются от НДС проекты по производству и поставке электробусов.  

14. Для реализации принципа справедливой налоговой нагрузки упраздняются виды налоговых платежей по системе обязательного патента и налогового контракта. Субъекты предпринимательства, которые ранее пользовались этой системой, могут оплачивать налоги по упрощенной системы на основе единого налога с выручки. 

15. Вносятся уточняющие поправки в части взаимодействия органов налоговой службы с коммерческими банками. Так, в соответствии с действующим Налоговым кодексом в целях взаимодействия с органами налоговой службы банки обязаны предоставлять информацию об открытии или закрытии счетов налогоплательщиков на основании запроса органов налоговой службы и/или вступившего в силу судебного акта. В связи с чем, часто на практике возникают споры относительно того, что предоставлять информацию необходимо на основании запроса налоговой службы и вступившего в силу судебного акта одновременно или можно по отдельности.

16. В последние годы Налоговая служба испытывает определенные трудности в обеспечении взыскания задолженности по налогам субъектов предпринимательства перед бюджетом. С учетом международной практики, проектом предлагается внести изменения в части введения ограничения на выезд за границу физического лица, имеющего налоговую задолженность, а также руководителя организации, которые имеют налоговую задолженность в размере, превышающем 1000 расчетных показателей. 

17. В целях приведения в соответствие с международной практикой освобождается от НДС поставка услуг роуминга, межсетевого соединения (интерконнекта) операторами связи, поставка услуг связи по международному транзитному трафику.

18. В целях уравнивания условий ведения предпринимательской деятельности и поддержки отечественных производителей предлагается снизить ставку НСП для производства с 2 до 1%.


Также необходимо отметить, что Министерством экономики и финансов КР будут рассмотрены и обсуждены каждые поступившие предложения от бизнеса и других государственных органов в рамках общественного обсуждения проекта новой редакции Налогового кодекса КР. 

Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение