Итоговая резолюция Практической конференции «КР в ЕАЭС: результаты, опыт и перспективы» в Бишкеке

Новости
06 Декабрь 2019

По итогам работы Практической конференции «Кыргызская Республика в Евразийском экономическом союзе: результаты, опыт и перспективы», организованной Министерством экономики КР при поддержке проекта Азиатского банка развития по усилению возможностей и смягчению рисков в период адаптации КР в интеграции с ЕАЭС, 2-3 декабря, 2019 г., в Бишкеке, принята итоговая резолюция.

12 августа 2019 года исполнилось ровно 4 года, как Кыргызстан стал полноправным членом ЕАЭС. Проведение данной Конференции  с обширной повесткой вопросов стало исключительно важным и актуальным событием  для объективной оценки интеграционных эффектов Кыргызстана, достигнутых за этот период в  интеграции с Евразийским Союзом. 

Исходя из фактических данных, можно констатировать, что Кыргызстан относительно удачно преодолел сложный этап адаптации к интеграционным условиям Союза на фоне ухудшения состояния дел в глобальной экономике и торговле. Подтверждением этому стал рост экономики, который в условиях Союза сложился не ниже, чем до вступления в Союз,  более  4% в среднем за год. 

Евразийский Союз - состоявшийся проект, который за 5 лет функционирования убедительно доказал  жизнеспособность.  

Целевым предназначением Евразийского Союза является обеспечение 4-х  свобод: свободного доступа стран-участников Союза к единым рынкам    товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По каждому из этих 4-х блоков участниками   Конференции выработаны рекомендации, которые вносятся на рассмотрение Правительства КР для повышения эффективности интеграционных эффектов от членства Кыргызстана в Евразийском Союзе.  

I Раздел: Свобода движения товаров

В целях минимизации барьеров  для свободного  перемещения товаров на рынки стран ЕАЭС, Правительству Кыргызской Республики, включая соответствующие институты государственного управления, рекомендовать:

1. Повысить эффективность рассмотрения и принятия решений по минимизации торговых барьеров, как минимум в два раза до конца 2020 года, включая:

Расширение компетенции Суда ЕАЭС по рассмотрению споров по заявлению хозяйствующего субъекта при неисполнении государством-членом права Союза.

Наделение Суда ЕАЭС правом принимать решения, включая наложение штрафных санкций в отношении государства-члена за неисполнение принятых решений ЕЭК по устранению препятствий на внутреннем рынке Союза

Наделение Коллегии Комиссии полномочиями правом обращаться в Суд ЕАЭС в случае неисполнения  принятых решений ЕЭК по устранению препятствий на внутреннем рынке Союза.

Оказание  представителям частного сектора правовой помощи при оформлении жалоб, для инициирования процедуры рассмотрения споров в рамках ЕЭК.

2. По вопросам технического регулирования и применения СФС мер (24 вопроса):

Предложить ЕЭК определить досудебный порядок рассмотрения урегулирования вопросов, связанных с введением СФС ограничений государствами-членами ЕАЭС в рамках взаимной торговли; (разработать и внедрить процедуры разрешения споров при введении запретных мер на ввоз продукции какой-либо из стран стран ЕАЭС).

Предложить ЕЭК принять унифицированные процедуры применения временных СФС мер во взаимной торговле между государствами-членами ЕАЭС, основанных на оценке риска по методикам, разработанными соответствующими международными организациями.

Внедрение АФР по международным стандартам.

Создание института частных организаций по обеззараживанию.

Создание базы для применения  временных фитосанитарных мер.

Создание зон, свободных от вредителей.

Оптимизация государственной институциональной системы в сфере карантина растений – образование единой НОКЗР. 

Оптимизация государственной системы управления в сфере применения ветеринарно-санитарных мер.

Внедрение методик анализа риска по международным стандартам МЭБ;

Проведение идентификации лошадей (2020) и МРС.

Внедрение цифровизации (интеграция с системами «Элек», «Аргус», «Меркурий»).

Завершение эпизоотического зонирования территории КР. 

Получения статусов МЭБ для зон благополучных от яшура, АЧЛ, ГЭ КРС, ЧМЖ, КЧС, и др.

Достижение необходимого уровня 7 зональных ветеринарных лабораторий.

Реформирование системы государственного контроля (надзора) за техническими регламентами в реализации Соглашения ЕАЭС в этой сфере;

Разработка процедур проведения государственного контроля (надзора) на основе анализа рисков, в том числе аудита (оценки) системы ХАССП;

Достижение достаточного уровня технической компетентности государственных лабораторий, в том числе, в территориальном разрезе;

Внедрение системы повышения осведомленности в сфере технического регулирования пищевой продукции и СФС.  Стимулирование развития институтов по частным услугам в сфере пищевой безопасности, в том числе по производственному контролю и лабораторным услугам;

Создание системы прослеживаемости пищевой продукции;

Оптимизация государственного управления в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции;

Уменьшить количество отсылочных норм в НПА ЕАЭС и максимально заменить их прямыми для более четкого толкования и понимания этих норм.

Расширить географию и деятельность бесплатных консультаций «Help Desk» в сфере консультации заинтересованных лиц по специфическим вопросам технического регулирования в рамках ЕАЭС.

Создание единой онлайн площадки для обмена мнениями и опытом на уровне специалистов, экспертов, исполнителей вовлеченных в работу по аналогичным сферам деятельности.

Создание единой группы экспертов, по вопросу добровольной сертификации, в частности сертификации «органического производства» на всей территории ЕАЭС.

3. Оказать финансовую и техническую поддержку  статистическим органам стран-членов ЕАЭС на цели повышения достоверности и охвата статистического учёта  экспортно-импортных операций на внутренних границах ЕАЭС и с третьими странами.

4. Внедрить постоянно действующий механизм консультаций и участия представителей частного сектора стран-членов ЕАЭС при разработке и принятии решений новых инструментов регулирования Евразийского рынка.

5. На системной основе повышать уровень осведомлённости государственных органов и субъектов предпринимательства по условиям доступа товаров на рынки государств-членов ЕАЭС, включая вопросы технического регулирования и применения СФС мер.

6. Перейти  от общеобразовательных аспектов информирования об интеграции к точечной консультационной поддержке предпринимателей, особенно субъектов малого бизнеса,  по решению конкретных проблем в продвижении товаров на рынок ЕАЭС, в частности, через создаваемые в регионах центры поддержки бизнеса. 

7.      Ускорить модернизацию инфраструктуры качества, в том числе, в части технической компетентности лабораторий в региональном разрезе. 

8.   Из тех испытательных лабораторий Кыргызстана, которые включены в Единый реестр ЕАЭС, в 2020 году ввести в действие не менее двух  пилотных лабораторий, которые будут способны выполнять полный спектр испытаний. 

9. Неотложные задачи по подготовке кыргызской энергосистемы при гармонизации с ОЭР Союза:

- Наращивание генерирующих  мощностей кыргызской энергосистемы; 

- Актуализация законодательства Кыргызской Республики в области электроэнергетики;

- Разработка и введение среднесрочной тарифной политики;

- Техническое оснащение приборами учетами АИИСКУЭ субъектов оптового рынка электрической энергии;

- Определение нормативными актами Кыргызской Республики организаций уполномоченных: на урегулирование отклонений, куплю-продажу электрической энергии (до создания общего рынка газа), регистрацию участников ОЭР Союза от Кыргызской Республики

10. Рекомендации в  сфере налогового регулирования:

Переход на электронные счета-фактуры (для обеспечения прослеживаемости товаров);

Поэтапная работа по маркировке товаров;

Совершенствование работы временных пунктов учета товаров и установка стационарных пунктов;

Установление электронных динамических весов и видеокамер.

11. Построение новой системы государственного  надзора за безопасностью продукции на внутреннем рынке и соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС должно стать основой работы ключевых надзорных органов Кыргызской Республики в ближайшие   годы.

11.   Ускорить процесс маркировки   товаров средствами идентификации.

12. Усилить взаимодействие государственных структур и бизнеса в сфере внедрения цифровых технологий.

13. Активизировать работу по формированию единого рынка ЕАЭС по   органической продукции.

II. Раздел: О создании единого рынка труда

Ускорить работу по подписанию Соглашения пенсионного обеспечения трудящихся государств–членов ЕАЭС.

Для граждан-мигрантов  пенсионного возраста   выработать механизм, не имеющих никакого пенсионного обеспечения,  по обеспечению их пенсией;

Необходимо разработать и внедрить арбитражные   правила, для граждан не согласных с начисленной им пенсией за рубежом, пока этот  механизм неясен. 

Создание привлекательных условий внутри страны для роста новых производств с конкурентоспособной заработной платой и наращивания потенциала кадров для обслуживания национальной экономики.

Разработать и внедрить   информационно-просветительскую систему для повышения охвата граждан социальным  страхованием, включая систему школьного образования.

Cоздать базу данных по персонифицированному учёту трудовых мигрантов и уровню доступности к данным.

Активизировать работу по продвижению проекта Соглашения об особом статусе трудящегося ЕАЭС.

Продолжить работу в рамках «Формирования цифрового рынка труда ЕАЭС» проект «Унифицированная система поиска «работа без границ».

III. Раздел: О создании единого рынка услуг 

При консультативной поддержке Департамента Статистики ЕЭК оказать поддержку НСК Кыргызстана  по вопросам гармонизации национальной системы сбора и обработки видов/структуры по услугам   с наднациональным Реестром услуг, принятым ЕЭК на основе классификатора ООН.

Оказать финансовую поддержку НСК КР по переходу на новый Реестр услуг, принятый ЕЭК на основе классификатора ООН.

Проводить разъяснительную работу среди частного и государственного сектора по планам либерализации в контексте формирования единого рынка услуг

IV. Раздел: О создании единого рынка капитала

Отсутствуют механизм обмена кредитной информацией стран-членов ЕАЭС: необходимо создать такой механизм, поэтому предлагается заинтересованным сторонам принять участие в разработке соответствующих  нормативно правовых документов для создания механизма.

Необходимо совершенствовать учет денежных переводов осуществляемых посредством электронных денежных переводов.

В рамках работы над проектом Концепции ускорить гармонизацию и согласование вопросов о взаимном признании лицензий для свободной работы финансовых организаций стран-членов ЕАЭС на едином финансовом рынке.





Онлайн обращение