Постановление Правительства Кыргызской Республики «О заключении Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Трудовой кодекс Кыргызской Республики, Налоговый кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию")"

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 мая 2018 года № 221

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Трудовой кодекс Кыргызской Республики, Налоговый кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию")"


В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Трудовой кодекс Кыргызской Республики, Налоговый кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию")", инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Исмаиловой А.Ж., Нурбаевым А.М., Бакчиевым Дж.А., Касымалиевой А.К., Акаевым Ж.К., Тулендыбаевым П.Р., Строковой Е.Г., Субанбековым Б.Ж.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.


Премьер-министр


М. Абылгазиев




Одобрено
 
постановлением Правительства Кыргызской Республики
 от 2 мая 2018 года № 221

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Трудовой кодекс Кыргызской Республики, Налоговый кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию")"

Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Трудовой кодекс Кыргызской Республики, Налоговый кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию")" (далее - проект Закона), инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Исмаиловой А.Ж., Нурбаевым А.М., Бакчиевым Дж.А., Касымалиевой А.К., Акаевым Ж.К., Тулендыбаевым П.Р., Строковой Е.Г., Субанбековым Б.Ж., приходит к следующему заключению.

1. Абзацем третьим части 1 статьи 1 проекта Закона предлагается главу 16 Трудового кодекса Кыргызской Республики дополнить статьей 194-1, в части определения таких понятий, как "договор профессиональной подготовки", "профессиональная подготовка" и "ученический договор".

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии со статьей 196 вышеуказанного Кодекса работники имеют право на профессиональную подготовку, в том числе на обучение новым профессиям, специальностям, а также на повышение квалификации. Это право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в том числе договора о профессиональной подготовке и ученического договора.

В связи с этим, а также учитывая, что в соответствии со статьей 196 вышеуказанного Кодекса профессиональная подготовка, обучение осуществляются путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, предлагаем пересмотреть либо исключить вышеуказанные понятия из текста проекта Закона.

2. Абзацем пятым части 1 статьи 1 проекта Закона отмечается, что "ученический договор - это специальный договор, заключенный между работодателем и лицом, ищущим работу, не старше 28 лет и не имеющим необходимой профессиональной подготовки, ученический договор на профессиональное обучение, который является стажировкой".

При этом следует учесть, что согласно статье 16 Конституции Кыргызской Республики никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статье 9 Трудового кодекса Кыргызской Республики каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и свобод независимо от возраста, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда.

В связи с этим, а также во избежание нарушения трудовых прав граждан по возрастному признаку предлагаем пересмотреть абзац пятый части 1 статьи 1 проекта Закона.

3. Абзацем четвертым части 2 статьи 1 проекта Закона предусматривается, что договор профессиональной подготовки также заключается между работодателем и работником при полном или частичном покрытии расходов на обучение работника работодателем по инициативе работника, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 196 настоящего Кодекса.

Вместе с тем отмечаем, что статья 196 Трудового кодекса Кыргызской Республики состоит всего из 2 частей, в связи с чем указанную норму проекта Закона следует пересмотреть.

4. Частью 1 статьи 2 проекта Закона предлагается статью 167 Налогового кодекса Кыргызской Республики дополнить пунктом 4, в соответствии с которым вознаграждения, выплачиваемые работодателем сотрудникам или молодым специалистам, проходящим стажировку на основании ученического договора в течение двенадцати месяцев, в размере, не превышающим 100 расчетных показателей, не облагаются подоходным налогом.

Следует отметить, что налоговое законодательство Кыргызской Республики, согласно статье 5 Налогового кодекса Кыргызской Республики, основывается на принципах обязательности налогообложения, единства налоговой системы, гласности налогового законодательства, справедливости налогообложения, определенности налогообложения.

В связи с этим полагаем, что предлагаемая статьей 2 проекта Закона норма противоречит таким основным принципам налогового законодательства Кыргызской Республики, как принципу справедливости и обязательности налогообложения.

В случае введения предлагаемой законопроектом нормы возникнет риск уклонения от налогообложения, чем могут воспользоваться недобросовестные налогоплательщики, путем:

- оформления принятых на работу основных сотрудников в качестве стажеров;

- фиктивной выплаты или искусственного увеличения заработной платы, выплачиваемых стажерам, тем самым используя эти выплаты в других целях и увеличивая свои расходы, подлежащие вычету по налогу на прибыль.

В целом необходимо отметить, что предлагаемые статьей 2 проекта Закона нормы, с учетом указанных рисков, повлекут за собой потери бюджета по подоходному налогу и налогу на прибыль, что недопустимо в условиях дефицита государственного бюджета. Следовательно, уменьшение доходной части государственного бюджета, в условиях крайней ограниченности бюджетных средств, может привести к отрицательным экономическим и социальным последствиям.

5. Статьей 3 проекта Закона предлагается дополнить статью 12 Закона Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию" пунктом 14, согласно которому вознаграждения, выплачиваются работодателем сотрудникам или молодым специалистам, проходящим стажировку на основании ученического договора в течение двенадцати месяцев, в размере, не превышающим 100 расчетных показателей.

При этом, в соответствии со статьей 23 Закона Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании" страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (дохода), выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (в том числе единовременные вознаграждения), а также за работу по договорам подряда, возмездного оказания услуг, поручения и авторские гонорары, выплаченные за выполненные работы.

Одновременно следует отметить, что согласно статье 1 Закона Кыргызской Республики "О государственном пенсионном социальном страховании" право на пенсии по государственному пенсионному социальному страхованию имеют застрахованные граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в республике, вносящие взносы на государственное пенсионное социальное страхование на основании и условиях, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании".

В этой связи необходимо отметить, что в случае принятия данного законопроекта граждане, проходящие стажировку, могут быть лишены страхового стажа, накоплений на личных страховых счетах, что отразится на размере их будущей пенсии.

6. В части 2 статьи 4 проекта Закона Правительству Кыргызской Республики предлагается привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Вместе с тем, в случае принятия данного проекта Закона, Правительству Кыргызской Республики потребуется определенное время для приведения своих решений в соответствие с нормами принятого Закона.

В связи с этим предлагаем в проекте Закона предусмотреть соответствующие положения.

7. Также считаем, что предлагаемый проект Закона не отвечает целям следующих программных документов:

- Концепции фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 июля 2015 года № 455, которой предусматривается максимальное сокращение налоговых преференций и создание системы мониторинга их эффективности путем установления обязанности для льготных категорий налогоплательщиков представлять на постоянной основе налоговую отчетность;

- Меморандуму по экономической и финансовой политике на 2015-2018 годы, подписанному 24 марта 2015 года между Правительством Кыргызской Республики и Международным валютным фондом, в соответствии с которым Правительство Кыргызской Республики обязалось воздержаться от возобновления налоговых освобождений, которые прекратили свое действие, а также от введения новых налоговых освобождений и льготных режимов налогообложения для отдельных секторов и видов деятельности.

8. Также отмечаем, что согласно статье 11 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" нормативные правовые акты должны быть внутренне согласованными, логично построенными и соответствовать нормотворческой технике.

Однако положения представленного проекта Закона не соответствуют требованиям вышеуказанного Закона и Инструкции по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V.

На основании вышеизложенного Правительство Кыргызской Республики считает принятие вышеуказанного проекта Закона в представленной редакции нецелесообразным и отмечает необходимость его доработки с учетом вышеуказанных замечаний и предложений.


Poll
Онлайн обращение