Сегодня, 27 февраля 2020 года в Бишкеке состоялась пресс-конференция о предварительных итогах социально-экономического развития республики за 2019 год и задачах на 2020 год с участием министра Санжара Муканбетова и его заместителей: Автандила Алыбаева, Султана Ахматова, Эльдара Алишерова и Бекболота Алиева.
Как отметил министр, несмотря на складывающуюся тенденцию, главным результатом итогов социально-экономического развития КР за 2019 год стало обеспечение макроэкономической и социальной стабильности в стране, закрепление положительной динамики экономического роста в условиях негативного воздействия отдельных факторов на все сферы жизнедеятельности страны.
По предварительным данным НСК, по итогам за 2019 год, объем ВВП сложился в сумме 590,0 млрд. сомов и реальный темп прироста составил 4,5 % (в 2018 году – на 3,8 %).
Экономический рост обеспечен всеми секторами экономики: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 2,6 %, строительстве – на 10,6 %, промышленности – на 6,9 %, сфере услуг – на 2,9 %.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, составил 103,1 % (декабрь 2019 года к декабрю предыдущего года), аналогичный показатель в 2018 году составлял 100,5 %. Среднегодовое значение инфляции (январь-декабрь 2019 года к январю-декабрю 2018 года) составило 101,1 % (за январь-декабрь 2018 года к январю-декабрю 2017 составляло 101,5 %).
По итогам за 2019 год внешнеторговый оборот КР сократился на 3,6 % и составил 6,9 млрд долл. При этом экспорт вырос на 7,0%, при объеме 2,0 млрд. долл., импорт сократился 7,3 % при объеме 4,9 млрд. долл.
Справочно: Объем взаимной торговли республики с государствами-членами ЕАЭС в 2019 году составил 2,6 млрд. долл. и сократился на 5,9 %, при этом импорт сократился на 6,7%, а экспорт на 3,1%.
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника, в 2019 году (без учета малых предприятий), составила 17166 сомов и реальный ее рост, исчисленный с учетом индекса потребительских цен, составил 4,7 %.
Такая ситуация в экономике сложилась из-за усилия Правительства по обеспечению устойчивого роста экономики, и обеспечения выполнения Программы Правительства «Единство, Доверие, Созидание».
Также министр озвучил основные достижения:
- обеспечен рост кредита в экономику на 14,9 % (на конец декабря 2019 года составил 150,0 млрд. сомов);
Участники Программы ГИК получили 4566 ипотечных кредитов на общую сумму 5 335,46 млн. сомов, из них в 2019 году выдано 694 кредитов на общую сумму 1,0 млрд. сомов, а в рамках программы «Социальная ипотека» через Керемет-банк выдано 723 кредита на сумму 1,054 млрд. В настоящее время на очереди стоят более 4,0 тыс. семей. В целях содействия кредитования малого и среднего бизнеса ОАО «Гарантийный фонд», по состоянию на 1 декабря 2019 года, выдано 1348 гарантии в сумме 1 512 млн. сомов, а сумма кредитов МСБ составила 5 162 млн. сомов и увеличилась почти в 2 раза.
Приток прямых иностранных инвестиций, в январе-сентябре 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 года, увеличился на 67,3 % и составил 576,8 млн долл. При этом, приток превысил уровень оттока на 63,3 млн. долл.
Финансирование проектов субъектов предпринимательства Российско-Кыргызским фондом развития: из 500 млн. долл., выделенных РФ, по состоянию на 31 декабря 2019 года, одобрено, включая выданные 2 351 проекта на сумму 379,0 млн. долл.
Кроме этого, продолжалась реализация проекта «Финансирование ФСХ», осуществлена выдача 9977 льготных кредитов фермерам на общую сумму 5,1 млрд. сомов;
Упрощена процедура получения разрешительных документов на строительство.
Заработало в новом формате «единое окно», срок на получение всех экспертиз и получение документов сокращен со 170 до 30 рабочих дней.
Для осуществления поддержки предпринимателей создаются центры обслуживания предпринимателей. Начали функционировать первые центры поддержки предпринимателей в г. Ош, Джалал-Абад и Баткен.
Запущена деятельность Бизнес-омбудсмена для содействия прозрачности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления с целью предотвращения коррупционных деяний и/или других нарушений прав и/или законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
В результате объявления моратория число проверок сократилось 8 раз, по сравнению 2018 годом, в 2019 году было проведено 3435 проверок, а в 2018 году 28209.
Включены в Реестр предприятий 102 кыргызских предприятия, которые могут осуществлять поставки на территорию государств-членов ЕАЭС (РФ и Казахстан).
В Единый Реестр аккредитованных органов по оценке соответствия ЕАЭС включены 37 аккредитованных испытательных лабораторий, из 48 принятых технических регламентов ТС/ЕАЭС, лаборатории и органы по сертификации аккредитованы по 25 ТР ТС/ЕАЭС.
В рамках цифровизации государственных услуг в регионах функционируют 20 центров обслуживания населения (ЦОНы), во всех айыльных аймаках функционируют 387 информационных киосков (ИК).
Приняты НПА, предусматривающие предоставление ряда налоговых преференций, в целях оказания государственной поддержки:
- отечественным авиаперевозчикам;
- предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности (кроме производства подакцизной группы товаров), перерабатывающими отечественное сельскохозяйственное сырье, уплату налога на добавленную стоимость с уменьшением на 80%;
- по обеспечению доступа к кормовой базе путем предоставления налоговых преференций на импорт cырья для производства кормов сельскохозяйственными производителями;
- по стимулированию инициатив хозяйствующих субъектов, поддерживающих развитие информационно-коммуникационных технологий, путем предоставления вычетов по налогу на прибыль на расходы по внедрению;
- по освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость, налога с продаж и налога на прибыль частных медицинских организаций, работающих в системе Единого плательщика и предоставляющих льготные услуги гемодиализа лицам с хронической почечной недостаточностью;
- по предоставлению налоговых преференций на создание особых экономических зон в промышленно-производственной, инновационно-технологической и туристско-рекреационной сферах.
В целях упрощения процедур и сокращения сроков в процессе подготовки проектов государственно-частного партнерства принята новая редакция Закона КР «О государственно-частном партнерстве». В Кыргызской Республике на различных стадиях находятся 23 проекта ГЧП, совокупная стоимость которых составляет более 300 млн. долл.
Также, имеется возможность получения 85 государственных услуг в электронном формате, завершена интеграция Государственного портала электронных услуг с Государственной системой электронных платежей.
Осуществлялись меры по повышению уровня жизни и обеспечению социальной защиты населения. Такая ситуация сложилось из-за совместного усилия всех ветвей государственной власти республики, обеспечения политической стабильности и первыми результатами борьбы с коррупцией.
В завершение, министр сообщил об основных задачах на 2020 год.
В целях реализации Плана Правительства на 2019-2023 годы по реализации программы деятельности ПКР, разработан проект Плана действий Правительства на 2020 год.
Основные направления Плана действий ПКР на 2020 год:
- экономическая благоприятная среда;
- региональное развитие;
- человеческое развитие;
- экологическое развитие;
- общественная безопасность.
План действий Правительства КР на 2020 год охватывает 227 мероприятия, направленные на обеспечение экономического роста в стратегических отраслях экономики Кыргызстана: агропромышленного сектора, энергетики, горной добычи, транспорта и коммуникаций.
Для этого необходимо обеспечить:
- ввод в эксплуатацию месторождения Джеруй с 2020 года; объемы месторождения Талды-Булак-Левобережный с 2020 года должны обеспечить 3100 кг ежегодно, месторождения, добывающие концентраты (Бозымчак, Жамгыр, Иштамберди, Кара-Казык и др.);
- должны ежегодно увеличивать производство на 18-20 %, полное освоение производственных мощностей введенных НПЗ Кара-Балта и Токмок (а также модернизация предприятий для производства по новой технологии для выпуска К5, К6);
- строительство цементного завода производительностью 800 тыс. тонн цемента в год ОсОО «Курманбек» совместно с китайской компанией «Гао Шань» (Ноокенский район Джалал-Абадской области);
- ежегодный рост в среднем на 8-9% производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности;
- ежегодный рост в среднем на 10-12 % производства продукции текстильной и швейной отрасли, наращивание производства строительных материалов в среднем на 4-6 % ежегодно;
- продолжено строительство альтернативной дороги Север-Юг;
- продолжено строительные работы по проекту реабилитации автодороги Бишкек – Ош, Фаза 4, участок Бишкек – Кара-Балта;
- строительство автомобильных дорог в 40 районах и 21 городах республики;
- модернизация и развитие аэропортов ОАО «Международный аэропорт Манас».
Основными драйверами экономического роста, являются рост экспортного потенциала, а также диверсификация структуры экспорта и увеличение доли переработки в его структуре, для чего, будет образован институт финансовой поддержки экспорто ориентированных предприятий;
- подписано соглашение о свободной торговле с третьими странами;
- разработан проект постановления Правительства КР по субсидированию процентов по кредитам для обрабатывающих и перерабатывающих предприятий;
В сфере развития сельскохозяйственного сектора:
- запуск 6 ветеринарных лабораторий в гг. Бишкек, Ош, Талас, Нарын, Баткен, Ноокен, осуществляющих полный спектр услуг ветеринарной диагностики;
Для развития регионов:
- инициировать проекты ГЧП на базе районных и городских инфраструктур со стороны глав районов и мэрий городов;
- увеличено количество банкоматов и пос-терминалов, установленных коммерческими банками в регионах КР;
- разработана Программа по специализации регионов на 2020-2025 годы;
- открытие пяти Центров обслуживания населения (ЦОН) в новом формате;
- внедрение принципа «Единого окна» в территориальных подразделениях архитектуры и градостроительства по регионам;
- обеспечение чистой питьевой водой 158,0 тыс. человек в 3-х городах и 80 сел республики;
- техническое подключение государственных и муниципальных органов и адаптеров к системе межведомственного взаимодействия «Тундук;
- расширены территории охвата услугами мобильной связи 4G населенных пунктов КР;
- расширен охват услугами мобильной связи (2G) труднодоступных нетелефонизированных населенных пунктов;
- автоматизация государственных и муниципальных услуг с учетом потребностей населения и бизнеса;
- разработаны сервисы «Электронная очередь на санаторно-курортное лечение» и «Электронная очередь на предоставление кресло-коляски» для ЛОВЗ;
- будут поддержаны социальные службы/кризисные центры по оказанию помощи лицам, пострадавшим от гендерного и семейного насилия через государственного социального заказа.
- обеспечение безопасности граждан;
- проведение мероприятий по недопущению идеологии религиозного экстремизма среди учащихся образовательных учреждений и населения;
- проведение профилактических мероприятий по недопущению межэтнических и религиозных конфликтов в республике.