Об основных показателях социально-экономического развития республики за 2018 и январь 2019 гг.

Новости
12 Март 2019

12 марта, т.г. в КНИА «Кабар» состоялась пресс-конференция с участием заместителя министра экономики Автандила Алыбаева по основным показателям социально-экономического развития республики за январь-декабрь 2018 года и январь 2019 года.

Как отметил замминистра, развитие национальной экономики в течение 2018 года происходило в условиях сохранения неоднозначной ситуации во внешней среде: сохранение геополитических рисков, нестабильность на финансовых рынках, «торговых войн», волатильность мировых цен на нефть и обменного курса долл. США,  что оказало определенное воздействие, через вторичные каналы, на складывающиеся в 2018 году макроэкономические показатели страны. 

По предварительной оценке, Национального статистического комитета, по итогам за январь-декабрь 2018 года объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП) сложился в сумме 557,1 млрд. сомов, где реальный темп прироста составил 3,5 % (в 2017 году составлял 4,7 %). Дефлятор ВВП сложился на уровне 101,5 %.

Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор реальный темп роста ВВП составил 103,5 %, за соответствующий период 2017 года аналогичный показатель составлял 105,1 %. 

Экономический рост обеспечен всеми секторами экономики: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 2,7 %, строительстве – на 7,8 %, сфере услуг – на 2,1 %, промышленности – на 5,5 %.

Также, отвечая на вопросы журналистов, начальник управления макроэкономической политики Насирдин Шамшиев сообщил, что итоги за январь 2019 года показали восходящий тренд развития экономики, основными факторами, повлиявшими на данный тренд, стали: 

- увеличение добычи металлических руд (по итогам января 2019 г. прирост в 2,4 раза); 

- увеличение объемов производства угля на 46,0 %, сырой нефти и природного газа на 20,3 %, основных металлов на 44,5 %;

- рост оптовой и розничной торговли; ремонта автомобилей и мотоциклов на 3,6 % (в январе 2018 г. прирост на 3,0 %);

- снижение услуг связи. 

Экономический рост обеспечен следующими секторами: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 1,7 %, сфере услуг – на 1,1 %, промышленности – на 18,0 %, строительстве – 0,9%.

Внешнеторговый оборот республики за январь-декабрь 2018 года составил 6672,0 млн. долл. США и по сравнению с январем-декабрем 2017 года увеличился на 6,6 %, в том числе экспорт составил – 1764,6 млн долл. и сложился на уровне 2017 года, импорт – 4907,4 млн долл. США (рост на 9,2 % на 412,7 млн долл. США).

В январе-декабре 2018 года среднемесячная номинальная заработная плата одного работника (без учета малых предприятий) составила 16218,0 сома и по сравнению с январем-декабрем 2017 года увеличилась на 5,4 %, а ее реальный размер, исчисленный с учетом индекса потребительских цен, возрос на 3,8 %.

Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, составил 100,4 % (январь 2019 года к декабрю предыдущего года), аналогичный показатель в 2018 году составил 100,6 %. Среднегодовое значение инфляции (январь 2019 года к январю 2018 года) составило 100,4 %, тогда как за январь 2018 года к январю 2017 составляло 103,2 %.

Кроме этого, замминистра А. Алыбаев рассказал о проводимой работе по улучшению инвестиционного климата и мерах по привлечению инвестиций. Так, в рейтинге «Ведение бизнеса согласно последним данным Всемирного Банка «Doing Business 2019» за 2017-2018 годы проведены реформы, которые позволили поднять общий рейтинг страны с 77-го места на 70-е. 

В целях оказания государственной поддержки субъектам предпринимательства и физическим лицам КР для своевременного проведения сельскохозяйственных работ в 2019 году и дальнейшего развития производства экспорт ориентированной сельскохозяйственной продукции, пищевой перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственной кооперации, утверждена  программа финансирования сельского хозяйства-7.

В целях упрощения процедур и сокращения сроков в процессе подготовки проектов государственно-частного партнерства разработана новая редакция Закона КР «О ГЧП». 

В данной редакции для облегчения процедуры согласования проекта ГЧП с уполномоченным государственным органом полномочия уполномоченного государственного органа по утверждению проектов ГЧП заменены обязанностью государственного партнера, уведомлять уполномоченного государственного органа о подготовке проекта ГЧП. В том числе, полномочия государственного органа по управлению финансовыми рисками по утверждению тендерной документации заменены полномочиями по согласованию тендерных документов, только в случае если проект ГЧП получает финансирование из государственного бюджета. 

Наряду с этим, тендер можно проводить при наличии одной заявки на участие в квалификационном отборе и/или при наличии не менее одного тендерного предложения на стадии отбора победителя тендера. Принятие данного Закона позволит ускорить процесс инициирования, реализации проектов и в целом развить механизм ГЧП. 

Данный законопроект одобрен постановлением ПКР и рассмотрен в первом чтении  ЖК. В настоящее время находится на рассмотрении комитета по фискальной и экономической политике ЖК.

На сегодняшний день в КР на стадии активной реализации находятся 15 проектов ГЧП в различных секторах экономики в сфере здравоохранения, развития города, спорта и туризма, транспорта, таможенной логистики и культуры. В 2018 году в рамках ГЧП реализованы инвестиционные проекты на общую сумму более 12  млн. долл. США.

По итогам социально-экономического развития республики за январь-сентябрь 2018 года по официальным данным НСК в республике функционировало 11356 малых и средних предприятий (далее - МСП) (по сравнению с 2017 годом за аналогичный период прирост составил 715 МСП.). Индивидуальную предпринимательскую деятельность осуществляли 398,1 тыс. человек (прирост составил – 10,5 тыс. чел.). 

Таким образом, общая численность занятых в сфере МСП (без учета крестьянских и фермерских хозяйств) за отчетный период составила 480,6 тыс. человек. Удельный вес малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП составил – 38,2% или 140512,6 млн. сомов.

В целях введения нового финансового инструмента, направленного на предоставление возможности субъектам предпринимательства занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции доступа к денежно-кредитным ресурсам посредствам использования складского свидетельства, выдаваемого владельцем специализированного товарного склада, принят Закон КР «О товарных складах и складских свидетельствах». 

В Гражданском кодексе содержатся общие положения относительно складских свидетельств. Однако механизм оборота этих бумаг, регулирование требований к товарным складам, выпускающие складские свидетельства и обеспечение добросовестности действий участников рынка законодательно не прописан в Гражданском кодексе КР.

Преимуществом складского свидетельства является то, что это ценная бумага, которая всегда имеет реальное наполнение – сельскохозяйственная продукция. Кроме того, система складских свидетельств позволяет сельхоз производителю хранить выращенный урожай в условиях, позволяющих сохранить качество продукции на длительное время и ждать более выгодной цены для продажи урожая и вместе с тем получить краткосрочный кредит под залог складского свидетельства либо реализовать свою продукцию (без физического перемещения) через биржу.

Принято постановление Правительства «Об утверждении Концепции создания и организации деятельности центров обслуживания предпринимателей», согласно которого планируется открыть центры обслуживания предпринимательства.

Основными задачами создания ЦОП являются:

- исключение контактов между предпринимателем и государством;

- формирование прозрачной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- снижение расходов предпринимателей при получении государственных услуг и лицензионно-разрешительных документов;

- повышение потенциала начинающих предпринимателей;

- улучшение технических навыков и компетенций субъектов МСП;

- снижение коррупции при получении государственных услуг и лицензионно - разрешительных документов.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов предпринимателей и соблюдения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждений и государственных предприятий и должностными лицами государственных органов принято постановление ПКР «Об уполномоченном лице по защите прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (Бизнес-омбудсмен)».

Начальник управления регулирования предпринимательской деятельностью Акылай Кожомбердиева также добавила, что Бизнес-омбудсмен будет содействовать прозрачности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления с целью предотвращения коррупционных деяний и/или других нарушений прав и/или законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

В настоящее время образован состав Наблюдательного совета Бизнес-омбудсмена и в качестве постоянных участников со стороны бизнес-ассоциаций определены:

- AmCham (Американская Торговая Палата в КР);

- Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР;

- Международный деловой совет (МДС);

- Объединение юридических лиц бизнес-ассоциация JIA;

- Торгово-промышленная палата КР.

Со стороны Правительства КР в Наблюдательный совет вошел заместитель министра экономики Э. Алишеров.

Далее А.Алыбаев отметил, что в целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в стране, путем введения механизма разрешения споров между субъектами предпринимательства и государственными органами, через развитие альтернативных механизмов разрешения споров по возникшим спорам между предпринимателем и государственным органом, предприниматель сможет обратиться в арбитражный или третейский суд для урегулирования данного спора. 

В настоящее время споры между государственными органами и предпринимателями рассматриваются в судах КР, в которых зачастую выигрывают государственные органы, и у предпринимателей нет возможности разрешить данный спор в независимых судах.

В этой связи в целях создания альтернативного органа, рассматривающий инвестиционные споры, разработан проект Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (в законы «Об инвестициях», «О третейских судах», «О медиации»), который в настоящее время внесён в Правительство КР.

В целях оказания поддержки экономической деятельности субъектов предпринимательства, обеспечения их правовой защиты, устранения необоснованного и излишнего вмешательства (антикоррупционных мер)  государственных контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства принято постановления ПКР «О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства».

При этом, временный запрет (мораторий) не распространяется на проверки субъектов предпринимательства:

- в рамках уголовного и гражданского производств;

-по заявлениям субъектов предпринимательства в соответствии с законодательством КР;

- по запросам государственных органов других стран;

- по заявлениям физических и юридических лиц по фактам, представляющим угрозу для жизни и здоровья населения, и окружающей среды;

- при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства КР;

- по вопросам экологической и технической безопасности субъектов предпринимательства энергетической отрасли, включенных в Перечень стратегических объектов КР, утвержденный постановлением ПКР, и субъектов предпринимательства, осуществляющих изучение и разработку недр;

- по вопросам соблюдения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса, в части формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, и природный газ.

Также, в соответствии указанного постановления ПКР, уполномоченные органы, имеющие право на проведение проверок субъектов предпринимательства, в целях профилактики и предупреждения нарушений во время действия моратория, по заявлениям субъектов предпринимательства будут предоставлять консультативную помощь по вопросам соблюдения требований законодательства КР.

Постановлением ПКР от 10 января 2018 года утверждено Положение, определяющее порядок информирования населения об уровне безопасности услуг общественного питания, предоставляемых субъектами предпринимательства республики. Согласно Положению предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, должны доводить до потребителей информацию о результатах, проведенных у них проверок. 

Информация доводится до потребителей в виде стикера, который размещается на каждом объекте общественного питания. Стикеры выдаются по результатам проверки, проводимой санитарной инспекцией и размещаются на каждом объекте общественного питания в местах, находящихся в зоне видимости посетителей. В зависимости от уровня безопасности, может быть выдано три вида стикеров: зеленый - требованиям соответствует, желтый - требуются незначительные улучшения, красный -  требуются значительные улучшения.

Важно отметить, что услуги общественного питания оказывает наиболее существенное влияние на жизнь и здоровье населения, охватывая большую часть населения республики, и именно в этой сфере возможно использовать простые и наглядные способы информирования потребителей, поскольку для получения данной услуги потребители неизбежно входят в помещения объектов общественного питания.  

Предлагаемая система успешно применяется во многих странах (Великобритания, США, Голландия, Дания, Литва). Такая система с одной стороны позволяет потребителям получать сведения о работе предпринимателя, которые они не могут получить самостоятельно, а с другой стимулирует бизнес воспринимать результаты проверок  как средство привлечения клиентов. Такой подход привлекателен с точки зрения привлечения туристов, стикеры на витринах и дверях кафе и ресторанов привычны для жителей Европы и США. 

Одновременно такая система позволяет сделать работу надзорных органов более прозрачной, что снижает возможные коррупционные риски: всем будут известны результаты проверок на каждом объекте общественного питания, что повысит ответственность должностных лиц, проводящих проверки, - подчеркнул замминистра.

Также, отвечая на вопросы журналистов, начальник управления налоговой политики Кубанычбек Айдаралиев проинформировал, что в отчетном 2018 году в целях создания благоприятных условий развития сельскохозяйственного производства принят Закон  КР «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики». Целью данного Закона является улучшение порядка применения и использования ККМ, при введении электронной системы фискализации налоговых процедур, а также предоставление государственной поддержки производителям сельхозпродукции, машинно-тракторным станциям и торгово-логистическим центрам.

Сельскохозяйственная отрасль является одним из приоритетных секторов экономики, в которой на сегодняшний день существует ряд проблем, препятствующих использованию в полной мере имеющегося потенциала сектора и дальнейшему его развитию, а именно:

- мелкотоварность сельскохозяйственного производства, что приводит к низкой производительности труда и низкой рентабельности производства из-за малых размеров фермерских хозяйств и земельных участков.

- низкий уровень переработки сельхозпродукции на отечественных пищеперерабатывающих предприятиях, а также отсутствие отлаженной логистической цепочки «производство-хранение-переработка-реализация».

- низкий уровень темпов создания машинотракторных станций (МТС) и торгово-логистических центров сельхозназначения (ТЛЦ), связанных  с отсутствием налоговых стимулов.

В связи с чем, в целях поддержки сельскохозяйственного сектора законом внесены изменения в НК КР, направленные на:

- создание мотивации для объединения сельскохозяйственных производителей в сельскохозяйственные кооперативы; 

- развитие и поддержку МТС, выполняющих работы и услуги для с/х производителей и с/х кооперативов;

- повышение экспортного потенциала сельхозродукции и развитие ТЛЦ.

Законом вносятся в НК КР правовые нормы по:

- определению понятий «Сельскохозяйственный кооператив (СХК)», «МТС» и «ТЛЦ»;

- предоставлению освобождения по налогу на прибыль для МТС, ТЛЦ аналогичное освобождению СХК;

- снижению нагрузки по подоходному налогу путем дачи права удерживать фиксированную сумму подоходного налога на наемных работников исходя из минимального расчетного дохода, определяемого в соответствии со ст. 163 НК КР для СХК, МТС, ТЛЦ;

- освобождению от НДС поставки и экспорт СХК, МТС, ТЛЦ сельскохозяйственной продукции и продуктов их промышленной переработки;

-  освобождению от НДС импорта основных средств, ввозимых МТС и ТЛЦ  для собственных производственных целей независимо от факта регистрации плательщиком НДС;

-  исключению  порогового ограничения по стоимости 200 тыс. сомов по импортируемым основным средствам для СХК. 

- освобождению на 50% от налога на имущество здания, помещения и сооружения, находящиеся в собственности или временном пользовании СХК и ТЛЦ используемые в целях их основной деятельности;

-   установлению  по земельному налогу пониженного коэффициента коммерческого использования (Кк) в размере 0,1 на здания и сооружения, принадлежащих СХК и ТЛЦ на праве собственности и пользования;

- И наконец, внесены изменения в ст. 276 НК КР, принятие которых направлены на поддержку переработчиков с/х продукции из сырья отечественного производства, по видам деятельности устанавливаемым Правительством КР  в связи с отменой с 1 сентября 2018 года действующих льгот по налогу на прибыль и НДС  (Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет облагаемым субъектом, уменьшается на 80% для субъектов, перерабатывающих отечественное сельхозсырье), -разъяснил К. Айдаралиев.




Опрос
Онлайн обращение