Сегодня, 6 ноября т.г. в ходе заседания Правительства КР министр экономики Олег Панкратов сообщил об итогах социально-экономического развития республики за девять месяцев 2018 года.
Как он отметил, развитие национальной экономики в течение января-сентября 2018 года происходило на фоне существенного замедления экономической активности в странах-основных торговых партнерах, в условиях сохранения геополитических рисков, нестабильности на финансовых рынках и начавшихся торговых войн между крупнейшими странами мира.
Спад мировой торговли и замедление китайской экономики из-за жесткого протекционизма США, усиление санкций в отношении основного стратегического партнера – Российской Федерации и длительный обвал валют на развивающихся рынках привели к усилению оттока капитала из России в 2018 году. (Справочно: чистый вывоз капитала из России в январе-сентябре 2018 года увеличился в 2,3 раза почти до 32 млрд. долл. США).
Более того, все эти факторы оказали прямое или косвенное воздействие на динамику развития экономик государств-членов ЕАЭС, включая Кыргызстан.
Тем не менее, фактическая ситуация в Кыргызской Республике за отчётный период пока демонстрирует стабильность макроэкономических параметров. Так, несмотря на волатильность обменных курсов валют в странах –основных торговых партнёрах, уровень инфляции в нашей стране остается пока отрицательным (98,9 %), то есть имеет место дефляция или удешевление потребительских цен на 1,1% на внутреннем рынке. Хотя, ситуация, складывающаяся на рынках основных торговых партнеров, может отрицательно повлиять на ценовой фон нашего внутреннего рынка при затяжном характере волатильности валют в этих странах.
Министерство экономики постоянно отслеживает макроэкономическую ситуацию. Мы подготовили Пакет мер по сглаживанию негативного влияния на экономику страны валютных колебаний в странах – торговых партнёрах. При необходимости эти меры будут запущены.
Последнее время наблюдается значительное обесценение российского рубля по отношению к доллару США. Это может повлиять на объем денежных переводов в долларовом выражении, хотя по итогам 8 месяцев чистый объем денежных переводов составил 1,4 млрд. долл. США с ростом на 7,5 %.
Экономика страны в целом по итогам 9 месяцев этого года, после незначительного снижения в июле-августа, показала положительную динамику роста. Реальный темп прироста ВВП составил 1,2% с номинальным объёмом 368,4 млрд. сомов (в январе-сентябре 2017 года реальный рост ВВП составил 4,3 %.). Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор, реальный темп роста ВВП составил 102,4 %.
Положительный рост экономики за отчётный период был обеспечен практически всеми секторами, за исключением промышленного сектора, где темп реального роста фактически снизился на 3,5%.
Основная причина, как ранее и прогнозировалось – это сокращение добычи на руднике Кумтор на 24,3%, обусловленного тем, что в отчетный период добыча руды велась на участках с более низким содержанием золота, чем в аналогичном периоде 2017 года. Кроме того, объём добычи металлических руд сократился почти в 2,9 раза.
По данному вопросу министр внес предложение о необходимости разработки специального пакета компенсационных мер с краткосрочным эффектом воздействия на расширение экономической базы страны. Эту работу, совместно с бизнес – сообществом, ведущими экономистами и экспертами, целесообразно начать уже в этом году в рамках разработки Плана Правительства на 2019 год, - подчеркнул министр.
Далее отметил, что целенаправленная и поэтапная работа в этом направлении позволит постепенно вывести экономику страны на диверсификацию производства и экспорта товаров и услуг, учитывая новые возможности их поставок на широкий рынок ЕАЭС.
Что касается других отраслей промышленного производства, то за отчётный период рост производства был обеспечен в следующих отраслях: в текстильном производстве в 1,2 раза, в производстве строительных материалов - на 15,8 %, в производстве нефтепродуктов - на 28,7 %.
При этом, замедляется выпуск продовольственных товаров из-за снижения производства муки и мучных изделий на 10,6 %, что связано с увеличением импорта муки, в том числе, из Республики Казахстан, ввиду снижения цены на данный вид товаров, из-за падения обменного курса казахского тенге к сому.
В сельском хозяйстве, ситуация складывалась следующим образом:
Во всех регионах практически завершился сбор выращенного урожая. В целом, за отчетный период намолочено свыше 661тыс. тонн пшеницы, что на 3,1 % больше, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Такой рост обусловлен повышением урожайности пшеницы на 2,2 %, которая составила в среднем по республике 26,7 ц/га. Сейчас идет посев озимых зерновых культур. На сегодня посеяно свыше 83 тыс. га или почти 54 % от плана.
Картофеля собрано 1012,2 тыс. тонн, что на 3,4 % больше прошлогоднего показателя, урожайность составила 167,9 ц/га, что на 1,5% выше прошлогоднего показателя.
В 2018 году площадь неиспользованной пашни составила - 67,3 тыс. га, или 5,2 % от общей площади пашни, и по сравнению с предыдущим годом уменьшилась более чем на 11 %.
За отчетный период было произведено 283,8 тыс. тонн мяса в живой массе, что на 2,0 % больше соответствующего периода прошлого года. Увеличение объемов производства мяса в республике идет, в основном, за счет увеличения поголовья скота и домашней птицы.
Производство молока составило 1239,4 тыс. тонн, что более, чем на 2,0 %, больше аналогичного периода прошлого года. На рост объёмов производства молока повлияло увеличение поголовья коров на 19,8 тыс. голов.
Несмотря на улучшение показателей производства сельскохозяйственной продукции в отчётном периоде, в сельском хозяйстве еще остаются проблемы, которые не решены с прошлого года.
Так, слабое развитие торгово-логистических центров в регионах не позволяет большинству сельхозпроизводителей реализовать продукцию через эту сеть. Поэтому, они вынуждены прямо с полей продавать выращенный урожай, что существенно снижает их доходность.
Кроме того, в период сбора урожая сахарной свеклы вновь были отмечены многокилометровые очереди у приемных пунктов. В этой связи и с учетом тенденций увеличения посевов данной культуры, Министерству сельского хозяйства необходимо упорядочить эту работу для недопущения таких фактов в следующем году, включая разработку графика приёма продукции с учётом сроков посева, оптимальных сроков созревания и сбора.
Также, в этом году сельхозпроизводители опять столкнулись с проблемой низких цен на выращенный урожай. Особенно, на картофель и чеснок. Чтобы не было в будущем таких проблем, Минсельхозу необходимо усилить информационно-разъяснительную работу среди крестьянских хозяйств по оптимизации посевов сельхозкультур и специализации регионов.
Результаты начатой Минсельхозом работы по инвентаризации сельскохозяйственных земель, уже в пяти районах выявили более 50,0 тыс. гектаров неучтенной земли. Поэтому, эту работу надо продолжить и по завершению представить в Правительство результаты инвентаризации, -подчеркнул глава Минэкономики.
Далее, как Вы знаете, из республиканского бюджета ежегодно выделяется немалые средства для компенсирования процентных ставок кредитов, получаемых сельхозпроизводителями, однако эффективность их использования пока остается достаточно низкой.
Поэтому, в новых программах по данному вопросу (ФСХ-7) Министерство экономики предлагает новый механизм выдачи льготных кредитов, который будет направлен на повышение эффективности выделенных кредитов. Льготные кредиты должны быть направлены в те направления сельского хозяйства, которые дадут наибольшую отдачу и тем субъектам, которые работают на экспорт.
Переходя к следующему сектору реальной экономики, удельный вес которого за последние годы возрос с 3% до 9% в структуре ВВП, это строительный сектор, фактическая ситуация демонстрирует устойчивые тенденции роста. Так, объём инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 83,8 млрд. сомов и увеличился на 5,4 % (спад на 1,3 % в январе-сентябре 2017 года).
Объемы инвестиций, финансируемые за счет внутренних источников, по сравнению с январем-сентябрем прошлого года возросли на 14,5 %, а за счет внешних, напротив, снизились на 15,4 %. Суммарная доля внутренних инвестиционных средств составила 75,6 % и внешних – 24,4 %.
Исходя из объемов капитализации экономики, общий объем валовой продукции строительства составил 82,9 млрд сомов с реальным темпом роста на 7,2 % (был спад на 3,2 % в январе-сентябре 2017 года).
Если говорить о секторе услуг, который в последние годы развивался ускоренными темпами и достиг 52% в структуре производства ВВП. За отчетный период валовой выпуск отраслей, оказывающих услуги, сложился в объеме 288,1 млрд сомов, а темп реального роста составил 102,0%.
Наибольшую долю в структуре услуг занимает оптовая и розничная торговля (порядка 34 %), валовой выпуск которой составил 98,9 млрд сомов, и прирост составил 4,4 %.
Здесь имеются большие резервы для наращивания производства и экспорта услуг. В этом секторе сосредоточена подавляющая часть субъектов теневой экономики. Выведение их из тени – это системная работа не одного года. Сейчас началась работа по фискализации экономики, результаты которой должны дать эффект по максимальному выводу этого сектора экономики из тени.
Следствием относительно положительных тенденций в развитии экономики стало улучшение показателей внешней торговли. В январе-августе 2018г. внешнеторговый оборот составил 4276,8 млн.долл. США и по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличился на 9,5 %.
Экспорт составил 1037,5 млн.долл и в сравнении с аналогичным периодом 2017 года, уменьшился на 4,9%,, в основном, из-за снижения поставок золота на 25,2%..
Экспорт без учета объемов золота составил 714,8 млн.долл. и увеличился на 8,4%. Экспорт в страны ЕАЭС составил 387,5 млн.долл. и увеличился на 5,1%,
Учитывая, что конкуренция и борьба за рынки сбыта набирает обороты во всём мире, для Кыргызстана важно закрепиться на рынке ЕАЭС и последовательно двигаться в сторону диверсификации географии экспорта, (Китай, страны Персидского залива и т.д.).
В заключение, министр О. Панкратов проинформировал, что целевой показатель экономического роста на 2018 год установлен на уровне 102,8%.
Поэтому, каждому министерству и ведомству, руководителям регионов всех уровней в условиях нарастания рисков и новых вызовов необходимо обеспечить должный вклад для достижения этого целевого показателя.
В целом, все задачи, которые предстоит решить до конца этого года, изложены в проекте протокольного поручения по итогам сегодняшнего заседания.