Министр А. Кожошев: О новых вызовах в экономическом развитии

Новости
31 Июль 2016
2148

1 августа т.г. в г. Ош проходит форум Мекендештер где выступил с докладом министр экономики КР Арзыбек Кожошев.

Сегодня трудно назвать ту страну, где бы наши соотечественники не трудились, не обучались и не проживали. Думаю, что в перспективе, в условиях глобализации мировой экономики глобальный миграционный процесс будет всё больше нарастать.

В этом процессе для Кыргызстана есть много позитивных аспектов. Прежде всего, это, укрепление добрых отношений между народами, получение молодыми людьми образования высокого качества и повышение профессиональной квалификации наших граждан. Кроме того, сейчас трудовая миграция обеспечивает поток денежных трансфертов в Кыргызстан до 1,4 млрд. долл. в год, что составляет около 75% от размера государственного бюджета .

Как Вы знаете Кыргызстан вступил в прошлом году в ЕАЭС с большой надеждой на улучшение экономики и обретение новых возможностей от получения доступа к 180 млн. рынку со свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Однако, экономическая ситуация в глобальном мире до сегодняшнего дня продолжает оставаться напряжённой. Перспективы роста мировой экономики остаются неясными, так как экономические риски усугубляются политической неопределенностью. Только за 2015 год рост глобальной экономики замедлился до 2,5% относительно прогнозного уровня в 3,5%. Динамика замедления роста экономики охватила подавляющее большинство стран глобального мира, в том числе страны ЕАЭС, и оказывает негативное влияние и на экономику Кыргызстана.

Тем не менее, в этих крайне неблагоприятных условиях кыргызская экономика достойно проходит испытание на прочность, сохраняя положительные темпы экономического роста на уровне 3,5% в 2015 году и 1,2 % по итогам 1 полугодия 2016 года на фоне сложных процедур вступления и адаптации к новым условиям интеграции с ЕАЭС.

Сегодня на фоне глобального кризиса в мировой экономике, вхождения страны в региональную экономическую интеграцию ЕАЭС мы должны все вместе сплотиться и активно переходить на новый формат экономического развития, через наращивание производственного и экспортного потенциала страны, и диверсификацию реального производства с учётом более широких возможностей рынка ЕАЭС.

Локомотивом в решении этой задачи должен стать отечественный бизнес всех приоритетных отраслей экономики и во всех регионах, включая энергетический сектор и горную добычу, сельское хозяйство и переработку с/х продукции, делая ставку на крупных фермеров, а также строительный сектор и современные виды услуг.

Что Правительству КР конкретно удалось сделать для улучшения условий развития бизнеса в стране на фоне геополитической напряжённости и замедления деловой активности?

Во – первых, мы существенно продвинулись в направлении сокращения административных барьеров.

Обозначу только 10 наиболее важных результатов в этом направлении:

1) регистрация бизнеса сейчас предусматривает всего 2 процедуры;

2) по легкости регистрации собственности наша страна занимает 6 место в мире по данным отчета Всемирного Банка;

3) сокращено количество разрешений и лицензий с 500 до 98 видов;

4) введен принцип молчание – знак согласия;

5) в два раза сокращены сроки проведения проверок - с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней;

6) сокращено количество контролирующих госорганов с 21 до 13;

7) создан единый веб-портал proverka.kg;

8) введены критерии рисков и проверочные листы;

9) введен запрет на проверку деятельности предпринимателей со стороны правоохранительных органов;

10) сокращено количество государственных услуг с 20 тысяч до 398.

Во - вторых, фискальные реформы позволили создать в Кыргызстане наиболее либеральный налоговый режим в регионе:

Ставки налога на прибыль и подоходный налог в 10%, и НДС в 12% выгодно отличаются от аналогичных ставок в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Китае.

уже в 2015 году мы пошли на дальнейшие либеральные шаги, это снижение налогового бремени путем поэтапной отмены Налога с продаж.

был повышен размер регистрационного порога НДС с 4,0 млн. сомов до 8,0 млн. сомов;

вдвое снижены ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения при реализации товаров, работ и услуг, оплаченных в безналичной форме (с 6% до 3%);

сохранены действующие льготы для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих переработку сельхозпродукции (освобождение от НДС и налога на прибыль);

Для упрощения процедур налогового администрирования сделано следующее:

сбор страховых взносов передан от Социального фонда в Государственную налоговую службу;

процедуры уплаты и сроки предоставления отчетности переведены на ежеквартальную основу для малого и среднего бизнеса;

и внедрена упрощенная система подачи электронной налоговой отчетности через официальный сайт ГНС (на бесплатной основе).

В третьих, для улучшения доступа субъектов бизнеса к финансовым ресурсам решены следующие задачи:

1) Созданный Кыргызско-Российский фонд развития, с 3 сентября 2015 года приступил к выдаче кредитов предпринимателям до 3 миллионов долларов через РСК Банк и Айыл банк. Уже выдано кредитов на 84,3 млн. долларов США.

2) И, Фондом напрямую было одобрено 10,5 млн. долл. США на крупные технологические проекты в сельском хозяйстве и легкой промышленности. Только от этих кредитов ожидается создание порядка 400 дополнительных рабочих мест.

Основной проблемой, которую пока не удаётся решить, это улучшение доступа предпринимателей к дешевым и длинным деньгам.

Наши ближайшие планы в этом направлении сводятся к следующему:

1) Разработать и внедрить механизм капитализации гарантийных фондов для обеспечения дополнительного залога при получении кредитов предпринимателями. Мы уже провели предварительные переговоры для привлечения сюда порядка 3 млн. долл. от АБР; работаем и по другим источникам, включая средства Российско –Кыргызского Фонда);

2) Далее, мы инициируем пересмотр требований Кыргызско-Российского Фонда по собственному капиталу для его снижения с 20% до 15%, увеличения сроков кредитования и возможности рефинансирования средств Фонда;

3) Для поддержки малого и среднего бизнеса планируется также внедрить квоты для поставок продукции малого и среднего бизнеса в рамках государственных закупок.

В рамках решения проблемы неправомерного вмешательства правоохранительных органов в деятельность хозяйствующих субъектов 15 марта 2016 года главой государства подписан Указ по правовой защите субъектов бизнеса при проверке их деятельности правоохранительными и налоговыми органами.

Поэтому, сейчас мы вводим жёсткий механизм, ограничивающий это вмешательство. Ещё с 2015 года мы запустили регулятивную реформу, направленную на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса, в ходе которой мы выявляем бессмысленные правовые акты, чтобы устранить их с применением принципа гильотины.

Благо КР не только получила возможности рынка ЕАЭС, но и имеет доступ к рынку Европейского союза, куда мы беспошлинно можем экспортировать 6000 видов товаров по программе Всеобщей системы преференций (ВСП+), которую ЕС в 2016 году предоставил только Кыргызстану в Центральной Азии.

КР приобретает значительные преимущества, получив членство в ЕАЭС и статус ВСП+, и располагая выгодным географическим положением с близостью к ведущим странам БРИК, имеюших высокие темпы роста экономики и доходов населения.

На сегодняшнем нелегком этапе истории развития нашей страны, когда мир постигли глобальные политические, и вследствие, экономические потрясения, на этапе недавнего вхождения страны в ЕАЭС, ключевую роль в развитии нашего государства должны сыграть Вы - наши соотечественники в том числе трудящиеся за рубежом, потому как именно вы, работая во всех уголках мира и различных сферах, приобретая востребованные рынком современные навыки ведения бизнеса, коммуникационные способности в международной среде выполняете роль моста для внедрения новых идей, современных систем управления и инновационных технологий в нашей стране.

Следует, отметить, что благодаря предприимчивости нашего населения и благодаря приобретенным навыкам мигрантов, вернувшихся в республику и открывающих предприятия и бизнесы, динамично развиваются туристический сектор, швейная отрасль, развивается сектор услуг, ресторанный бизнес, торговля, и другие сектора экономики.

Вы сможете и должны активно участвовать в развитии нашей экономики путем инвестирования, применения полученных знаний и опыта в открытии новых видов бизнеса, продвижении наших товаров в другие страны и улучшении инвестиционной и деловой привлекательности страны.

Международный опыт показывает, что наиболее устойчивыми инвесторами на исторической родине становятся прежде всего мигранты – они знают культуры, язык и традиции своей страны. В тоже время мигрантские семьи становятся наиболее успешными конкурентоспособными в стране пребывания – среди них всегда успешные политики, бизнесмены, инженеры, врачи, учителя.

Также надо отметить, что в западных странах существуют различные инвестиционные инструменты, которые открывают доступ к финансовым источниками на льготных условиях. Наши соотечественники, которые имеют документы страны пребывания в качестве постоянного жителя – могут получать доступ к подобными источникам финансирования. Я говорю о существующих инвестиционных программах в США, Швейцарии, такие как: Опек (OPEK) и (OBVIAM). Такие программы существуют и во многих других индустриальных странах, где могут проживать наши соотечественники.

Министерство готово оказывать содействие тому, чтобы найти нашим соотечественникам партнеров для инвестиционных проектов внутри нашей страны, чтобы содействовать запуску совместных бизнес проектов.

Защита прав мигрантов – остается всегда острым вопросом. Мигранты вынуждены проходить самые сложные этапы – в процессе трудоустройства и предоставления услуг, доступе к социальным услугами и инфраструктурам в стране пребывания.

Министерство рассматривает защиту прав мигрантов с точки зрения недискриминации предоставляемых ими услуг (экспорта услуг) в страну пребывания. Мы будем активно использовать все возможные двусторонние и многосторонние инструменты – чтобы наши соотечественники, имели равные права и возможности в процессе экспорта ими своих услуг.

Договорно правовая база Кыргызстана оговаривает достаточно много обязательств участников - как в рамках ВТО, так и в рамках ЕАЭС о свободе перемещения услуг. Мы будем добиваться того, чтобы эти договора исполнялись.

В рамках ЕАЭС в 43-х секторах предпринимателям государств-членов ЕАЭС предоставлен максимальный уровень свободы для поставки и получения услуг. Бизнесмены смогут работать без дополнительного учреждения юридического лица, а также получать право на взаимное признание лицензий, разрешений и квалификаций.

ВТО определяет обязательства членов ВТО по предоставлению национального режима иностранным услугам и поставщикам услуг.

Наша страна является полноправным членом этих организаций и будет всемерно защищать права наших граждан, предоставляющие свои услуги в стране пребывания.

Мы должны использовать такие возможности, и Вы, в первую очередь, как самая активная и продвинутая часть общества для развития промышленности, перерабатывающей и энергетической отрасли, продвижения туризма и экспорта.

Уважаемые и родные соотечественники, хочу отметить, что у Вас в руках есть не только большие возможности ведения бизнеса в Кыргызстане но и привлечения иностранных инвестиций в ключевые сектора экономики страны.

Так как, проживая и работая зарубежом, вы знаете менталитет и особенности ведения бизнеса в стране пребывания, так как именно Вам доверяют больше инвесторы из данных стран, так как именно у Вас есть возможность встретиться с руководителями предприятий и лицами принимающими решения инвестировать в такие страны как Кыргызстан.

В настоящее время с учетом проводимых реформ по дальнейшей либерализации визового и воздушного режима страны, работы по разработке закона о промышленных зонах, реформированием сферы малой гидроэнергетики появятся еще более широкие возможности инвестирования и ведения бизнеса в указанных секторах экономики.

Однако, подобно тому как мы хотим вывести экономику нашей страны на новый уровень развития, также мы желаем качественно улучшить ваше участие в экономике Кыргызстана. Мы желаем, чтобы заработанные на чужбине Вами средства больше направлялись не только на потребительские цели, но инвестировались на развитие секторов экономики нашей родины.

Нам вместе с Вами нужно думать о будущем наших детей и родных, о том, как остановить поток миграции, о том, как создавать рабочие места здесь в Кыргызстане, о том, чтобы уровень и качество жизни населения было не хуже, а даже лучше, чем в странах, где вы вынуждены работать.

За любым успехом, за любой реализацией возможностей и потенциала, стоят люди. И один человек может что-то изменить, а попытаться должен каждый. В свое время президент Америки Джон Кеннеди говорил: Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны. И сегодня наша страна – Кыргызстан – нуждается в вас. Мы нуждаемся в опыте и знаниях, которые вы приобрели, проживая за границей. Мы нуждаемся в людях, которые вместе с нами будут строить будущее нашей страны.

Мы придаем большое значение сегодняшнему событию и надеемся, что данный Форум послужит эффективной площадкой для развития дальнейшего диалога и сотрудничества.


Программа форума (скачать)



Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение