Министр Т. Сариев: «Мы должны обеспечить выход Кыргызстана к 2017 году в число 50-ти стран в международном рейтинге восприятия коррупции».

Новости
10 Июль 2013
1077

"53be973088385882811b23f8105901c9Об этом заявил министр экономики Кыргызской Республики Темир Сариев, выступая по антикоррупционной политике на Конференции высокого уровня по вопросам развития сегодня 11 июля 2013 года в Госрезиденции «Ала-Арча».

Как отметил министр Т. Сариев, к практическим шагам по разработке и реализации антикоррупционной политики в стране мы фактически приступили с прошлого года, и за это время нам удалось заложить базовые основы для системной работы в этом направлении.

Во-первых, мы провели исследования по оценке текущего статуса работ по антикоррупционной политике. Результаты продемонстрировали устаревшие формы и методы противодействия коррупции. Поэтому, начиная с 2012 года, нам пришлось выстраивать эту работу практически с «чистого листа».

Сейчас уже Указом Президента утверждена Государственная стратегия антикоррупционной политики, определяющая основные направления и приоритеты по устранению коренных причин коррупции. Мы приняли в новой редакции Закон КР «О противодействию коррупции».

Далее, разработали и утвердили Программу и План мероприятий Правительства КР по противодействию коррупции на 2012 – 2014 годы, где в качестве базовых приоритетов предусматриваются: устранение коррупционных схем и рисков, обеспечение подотчетности государственных органов и создание новых форм взаимодействия государственных органов с гражданским обществом.

О масштабах коррупции в Кыргызстане свидетельствуют следующие данные:
По экспертным оценкам, ежегодный ущерб от коррупции в КР составляет порядка 700 млн. долларов, что составляет почти 40% доходов бюджета (для справки, доходная часть бюджета составила в 2012 году 1,83 млрд. долларов).
В 2012 году по данным Генеральной прокуратуры правоохранительными органами республики возбуждено 1 тыс. 180 уголовных дел коррупционной направленности.
По данным исследований в 2012 году 39-42% экономики находится в тени, 52% заработной платы в бизнес структуре выдается в конвертах.

Поэтому, В Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 годы, Программе и Плане Правительства особое внимание уделяется вопросам укрепления институциональной базы, устранения коррупционных рисков и взаимодействию государственных органов с гражданским обществом, его информированности

До 2017 года мы ставим конкретную цель: обеспечить выход Кыргызстана к 2017 году в число пятидесяти стран в международном рейтинге восприятия коррупции, учитывая то, что в настоящее время Кыргызстан занимает 154 позицию.

Мы вынуждены признать, что одних усилий Правительства недостаточно и требуется поддержка со стороны общества и всех партнёров по развитию Кыргызстана.

Мы обозначили следующие шесть приоритетных направлений в рамках реализации Программы по противодействию коррупции:

1.Разработка и внедрение антикоррупционной законодательной базы.
Здесь нам предстоит плотно работать над внедрением апробированных международных правовых в национальное законодательство. В целом, мы намерены провести работу по инвентаризации и ревизии законодательства, провести детальную регламентацию сферы конфликтов интересов на уровне закона и подзаконных актов, а также исключить нормы, создающие условия для коррупции.
Мы просим в этом направлении оказать техническую помощь по институциализации внедрения механизма антикоррупционной экспертизы. Здесь показательным примером для нас является помощь Евросоюза (проект МоЛи-Ко) в создании Центра антикоррупционной экспертизы в Молдавии.
Все эти меры будут способствовать вхождению Кыргызстана в Группу стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО).

2.Антикоррупционная пропаганда и антикоррупционное образование.
В этом направлении для нас важно разработать индексы уровня коррумпированности, которые позволятнам сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, деятельность органов власти и конкретных их представителей.

Кроме того, мы хотим внедрить систему мер по пропаганде негативного имиджа коррупционера и популяризировать вопрос несовместимости коррупции с государственной службой, а также постоянно информировать граждан о ходе реализации антикоррупционной программы.

Все это потребует значительных ресурсов и технической помощи в разработке стандартов антикоррупционного образования, учебно-методических комплексов, пособий и учебников, а также запустить выпуск телевизионных передач по правовому антикоррупционному просвещению населения.

Мы намерены создать образовательный Центр, где будут проходить подготовку специалисты по противодействию коррупции. Данный Центр мог бы осуществлять исследовательскую работу по изучению коррупции, т.к. коррупция имеет свойство постоянного изменения форм проявления..

3.Разработка и внедрение национальной системы противодействия коррупции.
Здесь нам предстоит выстроить систему, исключающую коррупционные зоны и коррупционные риски, создать механизмы по управлению коррупционными рисками по каждой отрасли, а также разработать механизмы максимального исключения контактов физических и юридических лиц с представителями государственных органов при оказании государственных услуг, путем перевода их части в электронный формат, а также выдачи лицензий в электронной форме.

В этом направлении нам понадобится передовой опыт по снижению операционных издержек, связанных с регистрацией и ведением бизнеса; проведения анализа полномочий государственных органов, осуществляющих контрольные, разрешительные и надзорные функции, а также действующие акты, регламентирующие их деятельность, на предмет наличия условий для возникновения коррупции.

4.Разработка и внедрение системы предупреждения и снижения политической коррупции
В данном направлении нам предстоит разработать механизм разрешения конфликта интересов для лиц, занимающих политические должности. Мы хотим внедрить механизмы обеспечения прозрачности финансирования политических партий и обеспечения контроля за финансированием политических партий и избирательных кампаний, а также разработать систему независимого аудита партийных счетов и выработать систему предупреждения коррупционных проявлений со стороны политически значимых лиц.

Все эти меры являются новыми для правоприменительной практики Кыргызской Республики, поэтому здесь мы бы хотели получить Вашу поддержку по вопросам применения наилучших мировых практик, включая страны, где успешно реализуются такие мероприятия.

5.Широкое участие институтов гражданского контроля в сфере противодействия коррупции.

Создание стандартов и самой системы проведения общественного контроля вызывают необходимость выработки концептуальных подходов по внедрению данного механизма и его эффективного функционирования.

Здесь нам также нужен международный опыт в разработке механизмов по сокращению подверженности коррупции в рамках государственно-частного партнерства; по разработке формата подотчетности органов государственного управления гражданскому обществу и механизмов предоставления альтернативных отчетов институтами гражданского общества по реализации антикоррупционной политики.

6.Совершенствование правоприменительной практики борьбы с коррупцией и внедрение международного опыта по обеспечению прозрачности деятельности судов.

Радикальное снижение коррупции в правоохранительных и судебных органах является фундаментальной задачей, ибо, если она не будет решена в течение ближайших лет, то это создаст системные риски для государства и общества в нашей стране.

Повышение эффективности раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в условиях современного общества требует от Правительства, государственных органов не просто наращивания усилий в борьбе с преступностью, но и обеспечения системного и комплексного подхода к профилактике правонарушений, поиска новых, нетрадиционных форм и методов воздействия на преступность.

В завершение своего выступления, министр Т. Сариев отметил, что Правительство готово рассмотреть и принять любые инициативы направленные на снижение коррупции в Кыргызской Республике, а также выражает уверенность в том, что борьба с коррупцией, которая развернулась сейчас в Кыргызстане, трансформируется в реальную систему противостояния любым коррупционным проявлениям.

Онлайн обращение