Отчет о деятельности Правительства КР за 2012 год будет внесен на рассмотрение Парламента

Новости
30 Апрель 2013

Сегодня в ходе заседания Правительства одобренный Отчет о деятельности Правительства КР за 2012 год, будет внесен на рассмотрение в Жогорку Кенеш до 15 мая т.г.

Год назад, как известно, был принят План основных мероприятий на 2012 год по реализации Программы деятельности ПКР на 2012 год, где были определены приоритеты работы, о том, как и что предстоит сделать.


В 2012 году основные усилия Правительства были направлены на реализацию первоочередных мер по формированию эффективного государственного управления. Это позволило стабилизировать работу экономики страны, обеспечить безопасность и спокойствие в стране. Правительством страны в 2012 году инициировано 221 законопроект, из которых принято 90, отклонено 3, отозвано 14 законопроектов.

Эти нормативные правовые акты были направлены на создание условий для успешной самореализации и достойной жизни населения, это улучшение делового климата, и по повышению эффективности экономики и социальной сферы.

Основным результатом 2012 года стало преодоление угрозы глубокого спада экономического роста в условиях замедления экономического роста и долгового кризиса в ряде стран, а также негативного влияния внутренних факторов на экономику страны, таких как сложные природно-климатические факторы, повлиявшие на аграрный сектор, и геологические факторы, приведшие к значительному спаду объемов производства на предприятиях по разработке месторождения Кумтор.

Оперативно принятые Правительством компенсационные меры по поддержке экономики позволили не допустить глубокого снижения экономики и удержать рост на уровне 99,1 % в конце года.


Общие доходы бюджета возросли на 12,1 % по сравнению с показателями 2011 года и составили 86,8 млрд. сомов. В соответствии с установленными параметрами на 2012 год обеспечено полное и своевременное финансирование социальных гарантий государства. Двухэтапное повышение пенсий позволило увеличить размер пенсии 4270 сомов или на 14 % . Среднемесячная номинальная заработная плата на одного работника в 2012 году (без учета малых предприятий) составила 10891 сом, а ее реальный размер возрос на 13,3 %.


Эффективные действия Правительства и Национального банка позволили удержать уровень инфляции в запланированном коридоре 7-9 % и составила 7,5 %. которая незначительно превысила предыдущий показатель - на 1,8 процентного пункта. Это связано с неурожаем, который был в республике, а также у соседей – в России и Казахстане, откуда завозится продовольственная пшеница.


Государственный бюджет исполнен с дефицитом в 6,6 % от размера ВВП и за 2012 год составил 20,2 млрд. сомов (для сравнения федеральный бюджет России с дефицитом в 0,06%, в США – около 9%, в Японии – 10%, в Великобритании – 8,2%).


Соотношение государственного внешнего долга к ВВП, на конец 2012 года, составило 47,2 % (в 2011 году – 45,6 %) (госдолг США – более 100% ВВП, Франции – 90%, Германии –
83%, а это локомотивы экономического роста). На обслуживание долга за 2012 год, сроки которых наступил, направлено 11,4 млрд. сомов.

Удалось урегулировать отдельные суммы задолженности. Так, 20 сентября 2012 года подписано Соглашение между Правительством КР и Правительством РФ об урегулировании задолженности перед в сумме 488,9 млн. долл. США по ранее предоставленным кредитам. Также, 4 октября 2012 года вступило в силу Соглашение о списании долга в сумме 49,2 млн. долл. США между Правительством КР и Правительством Турции.


Принципиальное значение имеют не только темпы роста экономики, но и качество этого роста, структура экономики. Экономика страны развивается в условиях жесткой экономической, технологической и интеллектуальной конкуренции. Чтобы своевременно отвечать на эти вызовы, мы продолжали работу и по улучшению делового климата, и по повышению эффективности экономики, созданию комфортных условий для жизни и работы в нашей стране.


Так, в направлении улучшения бизнес-среды и повышения инвестиционной привлекательности, удалось с начала года выполнить большой объем работы по подготовке и одобрению пакета нормативно-законодательных документов, решить целый блок задач, ориентированных на создание конкурентной экономики, включая: принятие нового Закона О государственном частном партнерстве, который позволит выстроить новую модель государственной политики в сфере бизнеса, и которая будет опираться на частно-государственные корпорации; количество проверяющих органов сокращено с 21 до 12. В два раза сократилось количество проведенных проверок (с 24,4 тыс. в 2011 году до 13,5 тыс. проверок в 2012 году), в два раза сокращены сроки проведения плановых проверок (с 30 до 15 (для юр. лиц) и 5 (для физ. лиц)); приняты Законы, предусматривающие сокращение 113 видов лицензий и разрешений; введена норма молчание – знак согласия, направленная на регламентацию действий государственных органов-лицензиаров при осуществлении процедур лицензирования, связанные со сроками рассмотрения заявлений и выдачи лицензий; принят первый пакет законопроектов, реформирующих горнодобывающую отрасль (Закон КР О недрах, Закон КР О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс КР, Закон КР О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс КР, Закон КР О внесении дополнения в Закон КР О неналоговых платежах), который направлен на создание условий для стабильного развития горнодобывающей отрасли, снижение уровня конфликтности в регионах между населением и недропользователем; сокращено число услуг с 20000 до 388 (в т.ч. 220 - на платной основе, 168 - на бесплатной основе); введен безвизовый режим сроком до 60 дней для граждан 44 государств; внедряется принцип Единого окна по внешней торговле; был принят пакет нормативных документов в сфере фискального регулирования бизнес среды, включая: продление на три года срок действующих налоговых послаблений по НДС предприятиям, занимающимся переработкой сельскохозяйственной продукции; создание общей основы по администрированию страховых взносов и налогов; упрощение ведения учета для субъектов малого и среднего предпринимательства; создание благоприятных условий для лизинговых компаний и операций; 59 предприятий освобождены от налога на прибыль, что оценивается как положительная мера для ведения бизнеса; внедрена контрактная система налогообложения для пансионатов в Иссык-Кульской области и предприятий общественного питания, установлен 5% налог для сотовых операторов; упрощена система таможенных пошлин с увеличением таможенных ставок.

Завершена работа по анализу теневой экономики и готовы начать конструктивные переговоры с бизнесом по вопросам вывода предприятий из тени через внедрение новых инструментов государственного регулирования, укрепляющих доверие со стороны бизнеса.

В качестве государственной поддержки сельхозпроизводителей реализованы следующие проекты: Доступные кредиты фермерам, за год им выделено кредиты на сумму 700,4 млн. сомов; Доступный лизинг для обновления парка сельскохозяйственной техники, производственного оборудования и улучшение доступа к современным технологиям; выделялись сертифицированные семена сельхозкультур за счет донорских грантов.


Основным приоритетным направлением было проведение работы по реализацию проектов по созданию собственного энергокольца и выдачу мощности гидроэлектростанций Нижне-Нарынского каскада, расширит рынок сбыта электроэнергии и позволит уйти от платы за транзит электроэнергии через сети энергосистем соседних государств: завершено строительство ЛЭП 110 кВ Айгульташ-Самат; продолжается строительство ПС 500 кВ Датка и ЛЭП 220 кВ юга республики; начались реализация проектов Строительство линии электропередачи 500 кВ Датка-Кемин, подстанции 500 кВ Кемин и Реабилитация Токтогульской ГЭС; подписаны соглашения между Правительством КР и Правительством России о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций и Камбаратинской ГЭС-1; в целях повышения прозрачности и сокращения потерь электроэнергии в ОАО НЭС Кыргызстана реализуется проект Развитие сектора энергетики, внедряются системы АСКУЭ и SCADA, позволяющие автоматизировать учет и сбор данных.


Проводилась активная целенаправленная работа по вопросу присоединения к Таможенному союзу. В 2012 году кыргызская сторона согласно Плану предоставила анализ национального законодательства на соответствие договорно-правовой базе Таможенного союза, включая сравнение обязательств Кыргызской Республики и Российской Федерации по таможенным тарифам перед ВТО, а также пакет нормативных правовых актов и международных договоров. Да, мы перенастраиваем систему государственной поддержки с учётом требований этой многосторонней организации.


Подготовка межгосударственных документов следующего уровня продвигается в целом успешно.

В социальном секторе тоже произошли определенные сдвиги. В 2012 году в социальную сферу направлено 33,2 млрд. сомов или 45,2% всех расходов из республиканского бюджета, на 5,6 больше чем в 2011 г.


В целом по республике по состоянию на 1 января 2013 года предусмотренные выплаты государственных пособий профинансированы в полном объеме, что на 15,7% больше по сравнению с 2011 годом, за счет увеличения размера ежемесячных пособий малообеспеченным семьям на 52,0%, что связано с повышением размера гарантированного минимального дохода (ГМД) на 56,8% (с 370 до 580 сомов), средний размер ежемесячных социальных пособий (ЕСП) увеличился на 19,4%.

Также повышены размеры ЕСП лицам с ограниченными возможностями здоровья с детства, в зависимости от категории инвалидности, от 1000 до 3000 сомов в месяц, производятся выплаты ежемесячной пожизненной стипендии ветеранам Великой Отечественной войны Президента Кыргызской Республики в размере 3000 сомов. По состоянию на 1 января 2013 года стипендии получили 1972 чел. на общую сумму 79,1 млн. сомов.

Продолжается выделение материальной помощи семьям погибших и пропавших граждан в результате трагических событий 2010 года, размер которой составил более 700 млн. сомов.


В среднем за истекший год прожиточный минимум сложился в размере 4341,2 сома. Средний размер заработной платы почти в 2,5 раза покрывает величину прожиточного минимума.

Общая численность безработных граждан, включая незарегистрированных в службах занятости, составила 212,4 тыс. чел., что на уровне 2011 года.

Общий уровень безработицы за 2012 год не изменился, составив 8,5 %.

В целях увеличения занятости безработных граждан и стимулирования развития предпринимательской деятельности агентствами микрокредитования безработным гражданам выдаются микрокредиты. В 2012 году создали новые рабочие места за счет полученных через службы занятости микрокредитов 4479 чел., что на 2502 чел. больше, чем в 2011 году. В среднем на одного безработного выделяется от 10 до 30 тыс. сомов сроком на 1 год под 15 % годовых.


На ремонт и содержание автомобильных дорог профинансировано в сумме 1,6 млрд. сомов, включая средства государственных капитальных вложений в сумме 181,3 млн. сомов. Это на 7,5 % больше, чем в 2011 году (1519,2 млн. сомов).

В отчетном периоде продолжена реализация проектов реабилитации автодорог за счет иностранных инвестиций. Из 7 проектов, по которым велись полномасштабные реабилитационные работы, на 6 проектах основной объем работ завершен, благодаря чему обеспечен сквозной проезд по автодороге Ош – Сарыташ – Иркештам на всем протяжении в 258 км. Также открыто движение на автодороге Сарыташ – Карамык, протяженностью 136 км. По автодороге Ош – Баткен – Исфана обеспечено беспрепятственное движение в обход анклава Сох по завершенному строительством участку объездной дороги Пульгон – Бургонду – Баткен, протяженностью 92 км.


Полностью завершены работы на участке проекта реабилитации автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт, с 400 по 439 км (проект БНТ-1), реализованного на грант Азиатского банка развития (АБР) в размере 20 млн. долл. США. За счет средств, сэкономленных по данному проекту, выполнены дополнительные работы по капитальному ремонту 4,2 км подъездной дороги к с. Ат-Башы.


Также продолжены работы по второму проекту Транспортный коридор-1 ЦАРЭС, на участках с 365 по 400 км и с 439 по 479 км.

Безопасность развития является определяющим фактором для развития и продвижения реформ по всем выше обозначенным приоритетам. В Плане были разработаны меры по борьбе с организованной преступностью; укреплению национальной безопасности; экологической безопасности.

В 2012 году по республике зарегистрировано 28847 (30520) преступлений, что на 5,4 % меньше, чем в 2011 году. Раскрыто - 20826 (21440) преступлений, процент раскрываемости составил 62,2 % (60,6 %), что на 1,6 % больше, чем в 2011 году.


В течение отчетного периода выявлено 286 (373) должностных и коррупционных преступлений, что на 23,3 % меньше, чем в 2011 году.

Материальный ущерб по оконченным делам составил – 115,4 млн. сомов. Из причиненного материального ущерба возмещено – 49,0 (13,2) млн. сомов. Процент возмещения материального ущерба составил 42,5 % (21,2 %).


Число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по сравнению с прошлым года увеличилось на 0,6 % и составило 1673 (1662) факта.

Увеличилось количество изъятых наркотиков с 10, 7 тонн до 14, 7 тн.

Продолжается реформ всего правоохранительного блока.


В рамках Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы, выполнены следующие мероприятия: разработана методология мониторинга и оценки эффективности проводимой работы государственных органов по противодействию коррупции и профилактике коррупционных и иных правонарушений; создана площадка для проведения активного диалога органов государственной власти с институтами гражданского общества, как основа для построения эффективного механизма по организации и объединению усилий в противодействии коррупции.


По материалам Антикоррупционной службы ГКНБ в 2012 году возбуждено 298 уголовных дел, в том числе 227 по линии противодействия коррупции и 71 по линиям борьбы с экономическими преступлениями и наркобизнесом. Из них по 96 уголовным делам следствие завершено и материалы переданы в судебные органы.

В рамках уголовных дел и оперативных материалов выявленный ущерб составил 1,4 млрд. сомов, из которых принятыми мерами в бюджет возмещено 102,3 млн. сомов.

К уголовной ответственности привлечено 214 должностных лиц, в числе которых сотрудники правоохранительных, судебных, фискальных органов, прокуратуры и др. По обвинению в совершении и соучастии в коррупционных преступлениях заключено под стражу 68 лиц. По итогам судебных решений осуждено 28 должностных лиц.


В целях оптимизации и ужесточения законодательной базы по коррупционным преступлениям, принят Закон КР О противодействии коррупции.

Основные задачи в 2013 году, это: восстановление макроэкономической стабильности и обеспечение устойчивого экономического роста на запланированном уровне; выполнение социальных обязательств; продолжение интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства; дальнейшее развитие региональной политики; модернизация системы государственного управления.


Для этого Правительство будет выполнять свою основную регулятивную функцию, которая заключается в создании эффективной деловой среды в экономике. Это, с одной стороны, поддержание здоровой и устойчивой макроэкономической ситуации средствами фискальной и других видов экономической политики. С другой стороны, установление единых правил хозяйственной деятельности для всех участников, обеспечение конкурентной среды, выработка и контроль за соблюдением нормативов и стандартов, лицензирование, а также переориентация части отечественного бизнеса в связи с перспективами вступления в Таможенный союз и интеграцией в будущий Евразийский экономический союз.


Для достижения поставленных задач постановлением Правительства от 5 марта 2013 года № 111 утвержден План мероприятий на 2013 год по реализации Программы деятельности Правительства, который включает приоритетные задачи по стабилизации ситуации в экономике страны и пути их решения, а также проекты, ориентированные на развитие экономики страны в 2013 году и на среднесрочный период.

Опрос
Онлайн обращение