Коллектив Министерства экономического развития и торговли Кыргызской Республики поздравляет министра Акылбека Усенбековича Жапарова с успешной защитой докторской диссертации.

Новости
06 Июль 2009

3 июля 2009 года в Кыргызском Экономическом Университете состоялась защита диссертационной работы министра А. Жапарова на соискание ученой степени доктора экономических наук на тему: Стратегия модернизации экономики Кыргызской Республики (монетарно-фискальный аспект).

Как отмечается в Отзыве на диссертационную работу А. Жапарова, начиная с середины 1990-х годов, в мировой экономике произошло ряд событий, способствовавших появлению новой парадигмы развития в противовес неолиберальной концепции. Речь идет об экономических и социальных кризисах стран Восточной Европы и СНГ, которые пережили резкое падение ВНП, сопоставимое с Великой Депрессией и значительно более затяжного выхода из него. Метафизический либерализм рекомендаций международных финансовых институтов, пусть и не умышленно, также внесло вклад в усиление данной негативной ситуации.

В этой связи, новая парадигма развития появилась в конце 90-х годов под названием рамки всеобъемлющего развития. Эта парадигма определяет трансформацию как взаимосвязанные перемены в политике, экономике, социальной структуре и культуре, зависящие во многом от административной способности государства эволюционировать в направлении новых форм социальной справедливости. В рамках новой парадигмы развития предстоит осуществить переход к разумному сочетанию открытости экономики с защитой национальных интересов, к сочетанию государственного участия в хозяйственном развитии при поддержке развития частного предпринимательства.

Следует отметить, что актуальность темы диссертационной работы для национальной экономики в настоящее время не вызывает никаких сомнений. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников.

Содержание диссертационного исследования показывает, следующее:

во введении обосновывается актуальность темы диссертации, формулируются цели и задачи исследования, определяется степень разработанности и научная новизна;

в первой главе Стратегия модернизации макроэкономической политики рассматриваются теоретические основы модернизации и роль государства в модернизации экономики. В этом процессе важны не только конечные результаты, но и то, какой ценой будут достигаться стратегические цели. Снижение уровня жизни людей, резкий рост имущественного разрыва доходов между различными слоями населения являются тревожным сигналом необходимости изменения стратегии и тактики проведения модернизации, введения новых механизмов регулирования в сфере экономики;

во второй главе Методологические основы модернизации монетарно-фискальной политики, рассматриваются состояние денежно-кредитной политики в развитых странах и проблемы модернизации монетарно-фискальной политики в Кыргызской Республике. Анализируются проблемы развития бюджетного федерализма и децентрализации в странах запада и негативные последствия децентрализации;

в третьей главе Адаптация внешнеэкономической политики к глобальной модернизации, рассматриваются теоретические вопросы международной торговли, проблемы совершенствования внешнеэкономической политики Кыргызстана и дальнейшая модернизация торгово-экономических отношений с региональными союзами и ВТО;

в четвертой главе Потенциальные возможности модернизации реального сектора, анализируется состояние и рассматривается инновационное направление развития промышленного, сельскохозяйственного, индивидуального товарного производства в республике;

в пятой главе Механизмы модернизации экономики Кыргызстана, рассматриваются возможности финансового обеспечения и кластерная модель экономической модернизации;

в заключении содержатся выводы проведенного диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обобщении и систематизации теории модернизации рыночной экономики. Человечество на рубеже третьего тысячелетия вступило в эпоху бурных перемен. Мир требует нового понимания со стороны ученых и принятия долгосрочных стратегий развития. Отказ от этого приведет к потере перспектив, к национальной катастрофе. Это убедительно подтверждено в Кыргызстане практикой последнего десятилетия ушедшего века. В настоящее время, вырисовываются контуры двух вариантов стратегий: инерционно-рыночного и инновационно-модернизационного.

Инерционно-рыночная стратегия основывается на идеологии неолиберализма и рыночного фундаментализма, уповает на всемогущество рынка при пассивной роли государства. Следствием такой стратегии стала откат страны на периферию экономического прогресса, растущая угроза потери самостоятельности страны и новые бедствия для истощенного предыдущими экспериментами населения.

В диссертации обосновывается позиция необходимости выбора и реализации стратегии инновационной модернизации. На основе изучения концепций государства, ориентированного на цели развития, обосновано значение усиления роли государства в осуществлении модернизации. Государство при определении стратегии инновационной модернизации должно преследовать две основные цели: эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая внутренняя стратегия.

В диссертации также обосновывается положение о том, что адаптация внешнеэкономической политики к глобальной модернизации должна быть неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства.

С целью формирования кластерной модели модернизации экономики, дана характеристика критических факторов, способствующих развитию промышленно-инновационных региональных кластеров. Выявлены пути расширения возможностей Кыргызстана в сфере трансферта технологий, включающие: механизмы ВТО, совершенствование операционной среды трансферта технологий, использование международной системы критериев оценки подобных технологий и меры государственного воздействия на их трансферт.

Систематизированные положения теории инновационной модернизации, могут послужить основой для разработки стратегий развития экономики Кыргызстана на долгосрочную перспективу до 2035 года.

Рекомендации по формированию кластерной модели модернизации экономики, отраженные в диссертации заложены в основу государственной кластерной политики Кыргызской Республики.

Материалы диссертации могут быть включены в учебные пособия по макроэкономике, теории макроэкономической политики государства, стратегическому планированию, а также при разработке спецкурса стратегия модернизации экономики Кыргызской Республики, для высших учебных заведений.

Следует отметить, что с приходом А. Жапарова - Министерство экономического развития и торговли Кыргызской Республики стало одним из ведущих министерств Правительства Кыргызской Республики.

Сегодня есть все основания для положительной оценки многогранной деятельности Министерства, главной задачей которого является проведение в жизнь новой экономической политики Президента Кыргызской Республики Курманбека Салиевича Бакиева.

В том числе, определена Стратегия развития страны на 2009-2011 годы, проведена колоссальная работа по улучшению индикаторов международного рейтинга Кыргызской Республики по проекту Всемирного банка Ведение бизнеса, в результате чего республика поднялась с 99-го на 68-е место и вошла в первую десятку стран реформаторов мира.

В результате принятых мер по реализации Курса, поставленного Президентом страны, стала возможной, несмотря на негативное действие мирового финансового кризиса реализация стратегических задач, среди которых особо следует отметить:

начало строительства Камбаратинской ГЭС-2;

продолжение строительства Камбаратинской ГЭС-1;

создание условий для работы Фонда развития КР, средства которого будут направлены на реализацию важнейших для развития экономики страны проектов;

минимизация влияния мирового финансового кризиса на развитие экономики Кыргызской Республики.

Коллектив искренне поздравляет своего министра А. У. Жапарова, особо гордится тем, что работает под чутким руководством профессионала, стратега и просто замечательного человека. А также желает крепкого здоровья и дальнейших успехов на благо прогрессивного развития экономики Кыргызстана.

Опрос
Онлайн обращение