Банкротство
1002



Банкротство


          Экономическая нестабильность, изменчивость среды бизнеса, учащение экономических кризисов оказывают огромное влияние на финансовую устойчивость и стабильность организаций разных отраслей и форм собственности. В таких условиях большее количество организаций становятся неспособными отвечать по своим обязательствам, что в дальнейшем зачастую приводит к банкротству. 

          Признание должника банкротом является на настоящий момент единственным законным способом прекращения (погашения) всех долгов юридических и физических лиц, которые не могут удовлетворить требования кредиторов. Процедура банкротства является законной процедурой, которая направлена на цивилизованное решение вопросов выхода экономического субъекта из бизнеса структуры, оказавшейся неспособной эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе отвечать по своим долгам.

       В Кыргызской Республике регулирование процедуры банкротства осуществляется на основании Закона Кыргызской Республики «О банкротстве (несостоятельности)», Гражданского Кодекса Кыргызской Республики и других нормативно-правовых актов. Основным уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование процедур процесса банкротства и деятельности участников, является Департамент по делам банкротства при Министерстве экономики Кыргызской Республики.

       В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банкротстве (несостоятельности)» под процессом банкротства понимается регламентируемая данным законом деятельность государства в лице уполномоченных органов, судов, специально назначенных в установленном законом порядке администраторов, кредиторов, имеющих целью удовлетворение требований кредиторов должника, а также восстановление платежеспособности должника либо прекращение его деятельности.

     При этом должником признается индивидуальный предприниматель юридическое лицо, за исключением коммерческих банков, государственных учреждений, госпредприятий на праве оперативного управления, объектов естественной монополии.

            В Кыргызской Республике после возбуждения процесса банкротства или в процессе банкротства должника могут применяться следующие процедуры:

1) санация;

2) реабилитация;

3) мировое соглашение;

4) специальное администрирование.

           Основные положения вышеуказанных процедур процесса банкротства отражены в Законе Кыргызской Республики «О банкротстве (несостоятельности)». 

         Процедуры процесса банкротства проводит администратор, который может выступать в качестве временного администратора, специального администратора и внешнего управляющего.

         Администратор, являющийся индивидуальным предпринимателем или руководителем юридического лица, должен иметь лицензию на право осуществления деятельности, кроме случаев, когда администратором являются сотрудники государственного органа по делам о банкротстве.

        Если процесс банкротства проводится в судебном порядке, администратор назначается, отстраняется, освобождается государственным органом по делам о банкротстве. В случае проведения процесса банкротства во внесудебном порядке администратор назначается собранием кредиторов должника.

         Назначение, отстранение, освобождение временного администратора независимо от порядка проведения процесса банкротства осуществляются судом.

         Основную роль в ходе процедуры банкротства играет Департамент по делам банкротства при Министерстве экономики Кыргызской Республики, который в соответствии законодательством о банкротстве имеет следующие полномочия:

- проводит лицензирование деятельности администраторов;

- обеспечивает реализацию банкротства отсутствующего должника;

- подготавливает по запросу суда, прокуратуры или иного органа заключение о наличии признаков неплатежеспособности, а также фиктивного или преднамеренного банкротства;

- является единственным представителем государства в вопросах возбуждения процесса банкротства должников, в отношении которых государство является кредитором; 

- представляет интересы государства в процессе банкротства должников, участником (собственником) которых является государство;

- по ходатайству кредитора возбуждает процесс банкротства должника, если этот кредитор не имеет средств или знаний для возбуждения процесса банкротства от своего имени;

- осуществляет контроль за исполнением администраторами в процессе банкротства требований законодательства о банкротстве;

- осуществляет сбор отчетной информации администраторов;

- назначает, отстраняет и освобождает администратора при проведении процесса банкротства в судебном порядке;

- при проведении процесса банкротства в судебном порядке представляет в суд заключение по отчетам администраторов;

- в соответствии с Кодексом о нарушениях рассматривает дела о нарушениях против порядка управления в сфере банкротства.

             Согласно проведенному Министерством экономики анализу в Кыргызской Республике процесс банкротства в основном сводится к ликвидации предприятия должника с распродажей его активов и погашением долгов перед кредиторами. При этом, как правило, стоимость проданных активов оказывается значительно ниже, чем обязательства должника. Практически все дела о банкротстве осуществляются в судебном порядке, роль внесудебного порядка разрешения несостоятельности, а также такие механизмы как реабилитация или санация предприятия сведены к почти минимуму. Основное число должников-банкротов являются отсутствующими должниками или должниками, у которых отсутствуют активы.

           Так, по состоянию на 31 декабря 2020 года количество должников-предприятий, признанных (объявленных) банкротами, составляет 346,  из них 43 (12,4%) – предприятия с активами, 303 (87,6%) - отсутствующие должники. Из 348 должника предприятия с государственной долей участия в уставном капитале составляют 16 предприятий.

          В связи с отсутствием должных активов в отношении 333 должников-предприятий применяется процедура специального администрирования методом ликвидации  (около 96,2 %).

     Метод реструктуризации специального администрирования применяется в отношении 10 предприятий, из них с государственной долей участия – 6 (АООТ «Кыргызспецстроймонтаж», ОАО «Разрез Ак-Улак», ГАО «Каракольский спиртзавод», ОАО «Кыргызско – Китайская бумажная фабрика», АООТ «Сулюктакомур» и ОАО «Кыргызская агропродовольственная корпорация»).

         Процедура реабилитации применяется в отношении 3 предприятий (ГП «Управление строительства, инвестиции и торговли», ОсОО «Sv Rich LTD», ОсОО «Ташкумыр Нефтепродукт»).


         Проведенные работы со стороны Министерства экономики в сфере совершенствования нормативно-правовой базы института банкротства увенчались определенными результатами. Так, по итогам исследования Всемирного Банка «Doing Business 2017-2018» Кыргызская Республика улучшила свои показатели по критерию «Разрешение неплатежеспособности» на 37 позиций, то есть поднялась с 119 места на 82. 

            А в исследовании Всемирного Банка «Doing Business 2019-2020» Кыргызская Республика улучшила свои показатели по критерию «Разрешение неплатежеспособности» на 4 позиций, то есть поднялась с 82 места на 78.

           На сегодняшний день наиболее центральными проблемами Кыргызской Республике в сфере банкротства является:

- низкая вероятность сохранения предприятия-должника как действующего хозяйствующего субъекта;  

- низкий уровень возврата финансовых средств - кредиторам после проведения процедуры банкротства; 

- высокий показатель отсутствия хозяев или активов должника.

            Для решения существующих проблем в сфере банкротства в Кыргызской Республике видится необходимость принятия следующих мер:

- повышение ответственности должностных лиц должника за несвоевременность объявления о неспособности отвечать по своим обязательствам; 

- своевременное извещение со стороны госорганов в лице налоговой службы, социального фонда и других контролирующих органов об отсутствии признаков деятельности поднадзорного хозяйствующего субъекта;  

- на постоянном уровне проведение анализа и мониторинга организаций, наиболее подверженных риску банкротства;  

- разработки и внедрения общедоступной электронной базы данных с обширными сведениями о предприятиях-банкротах и администраторах;    

- создание максимальных условий для увеличения шансов должника продолжать хозяйственную деятельность и сохраниться как действующий хозяйствующий субъект;

- повышения прозрачности реализации имущества должника, в том числе путем создания всеобщей электронной торговой площадки для продажи активов должников-банкротов;

- назначение администратора на конкурсной основе. При необходимости рассмотрение вопроса передачи функций по назначению администраторов судам;

- проведение на систематической основе лицензионных проверок в целях проверки соблюдения администраторами требований законодательства о банкротстве;

- определение источников финансирования специализированного фонда государственного органа по делам о банкротстве, за счет средств которых покрываются затраты процесса банкротства отсутствующих должников. 

Онлайн обращение