Распоряжение госимуществом



Распоряжение госимуществом


В настоящее время функции по использованию и распоряжению государственным имуществом сосредоточены, в основном, на предоставлении государственного имущества в аренду и размещении государственных органов, учреждений и организаций в государственных административных зданиях. 

Нормативное регулирование приватизации государственной собственности

В соответствии со статьей 4 Закона Кыргызской Республики «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике» приватизация имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в соответствии с разрабатываемой Правительством Кыргызской Республики и утверждаемой Жогорку Кенешем Кыргызской Республики среднесрочной Программой приватизации государственного имущества.

Порядок и условия приватизации государственного имущества определены в следующих подзаконных нормативных правовых актах:

  • постановление Жогорку Кенеша «Об утверждении Программы приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2020-2022 годы» от 25 июня 2020 года № 3966-VI;
  • постановление Правительства «Об утверждении Положения об условиях и порядке приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Кыргызской Республики» от 26 марта 2003 года № 169;
  • постановление Правительства «Об утверждении положений, регламентирующих приватизацию государственной собственности» от 26 марта 2003 года №168; 
  • постановление Правительства «Об утверждении Положения о порядке и условиях передачи государственного имущества в управление с последующим выкупом» от 12 сентября 2002 года № 624;
  • постановление Правительства «Об утверждении Положения о приватизации государственной собственности методом продажи на аукционе» от 29 ноября 2012 года № 801;
  • постановление Правительства «Об утверждении Положения о реализации государственных пакетов акций через организатора торговли на рынке ценных бумаг» от 17 ноября 2015 года № 774.

Необходимо отметить, что при оценке стоимости объектов приватизации, в т.ч. национализированных объектов, не применяется специальная методология. Для определения рыночной стоимости объектов приватизации Фондом по управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики «О государственных закупках» привлекаются услуги независимых оценщиков (оценочных компаний). Рыночная стоимость приватизируемых объектов, как и любого другого имущества, определяется по общим стандартам оценки имущества, обязательным к применению всеми субъектами оценочной деятельности в Кыргызской Республике. 

Так, постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 апреля 2006 года № 217 утверждены:

  • стандарт основных понятий и принципов оценки;
  • стандарт оценки бизнеса;
  • стандарт оценки недвижимого имущества;
  • стандарт требований к содержанию и оформлению отчета об оценке;
  • стандарт оценки нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности;
  • стандарт оценки движимого имущества.


Проведение IPO с реализацией до 10 процентов акций дополнительного выпуска на фондовом рынке

Сегодня государству необходимо организовать мобилизацию ресурсов для развития экономики, обеспечить повышение рыночной капитализации и инвестиционной привлекательности отечественных предприятий. В этом направлении необходимо консолидировать усилия, чтобы придать импульс развитию акционерных обществ с государственной долей участия.

Привлечение средств через рынок капиталов имеет следующие положительные стороны:

- ускоряется экономический рост;

- повышается уровень общих и экономических сбережений;

- повышается количество и качество капиталовложений;

- снижаются издержки финансирования;

- сокращаются риски.

Важнейшей задачей в вопросах привлечения капитала является стимулирование внутренних инвестиций и культуры инвестирования в стране. Как показывает практика, без развития внутреннего рынка капитала невозможно проводить эффективную политику привлечения иностранных инвестиций.

В целях определения мер, направленных на развитие фондового рынка и стабилизации экономики республики необходимо принятие мер по открытой продаже через фондовую биржу части акций, принадлежащих государству, а также по выпуску дополнительного количества акций акционерных обществ с государственной долей участия путем открытого размещения через фондовую биржу (IPO).

Initial Public Offering — первичная публичная продажа акций акционерного общества неограниченному кругу лиц.

Основными целями IPO являются:

1) развитие рынка капиталов и создание механизма их притока в реальный сектор экономики;

2) достижение прозрачности, повышение рентабельности и уровня корпоративного управления национальных компаний, финансовая поддержка акционерных обществ и отраслей, в которых они ведут бизнес;

3) укрепление инфраструктуры фондового рынка, что будет также способствовать плавной интеграции в фондовый рынок ЕАЭС;

4) способствование еще большему притоку налоговых отчислений в государственный бюджет за счет достижения прозрачности сделок приватизации государственного имущества;

5) повышение финансовой устойчивости акционерных обществ, дополнительные выпуски акций которых выставляются на IPO;

6) обеспечение возможности для граждан Кыргызской Республики приобретения акций национальных компаний с государственной долей через фондовую биржу, способствование развитию рынка ценных бумаг и культуры инвестирования в Кыргызской Республике через  привлечение внутренних инвестиций;

7) облегчение привлечения финансирования и снижение стоимости капитала.

Для достижения вышеуказанных целей IPO предусматривается решение следующих задач:

1) создание благоприятных условий для инвестирования на фондовом рынке через обеспечение справедливого и прозрачного ценообразования по акциям на фондовой бирже;

2) совершенствование корпоративного управления национальных компаний с государственной долей в соответствии с наилучшей международной практикой и с учетом национальных особенностей и интересов;

3) совершенствование нормативной правовой базы, расширение круга инвесторов, снижение уровня барьеров и нормативов;

4) привлечение внутренних инвесторов к участию в покупке акций национальных компаний с государственной долей через фондовую биржу и при поддержке государственных и частных организаций путем широкого освещения в средствах массовой информации вопросов как о возможностях инвестирования, так и в плане повышения уровня финансовой грамотности.

Для включения акций национальных компаний в листинговый список фондовой биржи с целью повышения своей привлекательности компании должны отвечать требованиям фондовой биржи. Одним из основных требований для успешного прохождения акций компаний с государственной долей в листинг является прозрачность их деятельности.

Перечень компаний: 

ОАО «Кыргызалтын»

ОАО «Кыргызтелеком» 

ОАО «Международный аэропорт «Манас

 ОАО «Учкун»

ОАО «РСК Банк».

Акции вышеуказанных компаний прошли процедуру листинга в закрытом акционерном обществе «Кыргызская фондовая биржа», а также внедрена практика корпоративного управления.

Вывод компании на IPO, в первую очередь, преследует цели увеличения ее стоимости. Доходы от публичного размещения акций будут зачислены на баланс организации, в результате чего ее балансовая стоимость возрастет. При этом собственный капитал компании увеличится вследствие двух факторов: из-за роста акционерного капитала, вызванного продажей акций, и за счет добавочного капитала от полученного эмиссионного дохода. Улучшится текущее финансовое состояние компаний. Вывод на IPO обеспечит мощный приток денег, что даст возможность компаниям обновлять техническую базу, расширять свой бизнес, не прибегая к заемным средствам. Кроме того, компании направят прибыль от публичного размещения акций на рекламу, маркетинг, исследования продуктов и услуг – то есть на все то, что может увеличить прибыльность и эффективность бизнеса.

Постановлением Правительства КР от 22 июня 2020 года № 350 одобрен проект Программы приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2020-2022 годы, которая предусматривает IPO до 10 процентов акций дополнительного выпуска вышеуказанных компаний (приложение 3 к Программе). Программа приватизации утверждена постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 июня 2020 года № 3966-VI.

Таким образом, Правительство Кыргызской Республики заявляет свою приверженность следовать курсу развития финансового рынка и внедрения наилучших практик приватизации государственных компаний посредством проведения IPO.

Во исполнение принятой Программы приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2020-2022 годы приказом Министерства экономики Кыргызской Республики от 05 октября 2020 года № 24 создана рабочая группа по вопросу реализации проекта IPO госкомпаний, которая ведет активную работу. Так, в настоящее время через уполномоченный орган в сфере управления государственным имуществом акционерным обществам, указанным в приложении 3 к Программе приватизации, направлено для подписания Соглашение о безвозмездном оказании консультационных услуг с брокерскими компаниями.


Информация относительно регулирования вопросов договоров аренды

В настоящее время вопросы сдачи в аренду государственного имущества в Кыргызской Республике регулируются следующими нормативными актами. На территории городов Бишкек и Ош, Чуйской, Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей действует Положение о проведении пилотных аукционов на право заключения договоров аренды государственного имущества, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 августа 2017 года № 507. Ранее договора аренды государственного имущества заключались, а на территории других областей Кыргызской Республики – заключаются, в соответствии с  Положением о порядке предоставления государственного имущества в аренду, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 июня 2015 года № 374.

В связи с отсутствием в постановлении Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении положений, регламентирующих порядок приватизации и аренды государственного имущества на пилотных аукционах в электронном формате» от 18 августа 2017 года № 507 каких-либо переходных положений от прямого предоставления в аренду к проведению пилотных электронных торгов на право заключения договоров аренды государственного имущества, Министерством экономики подготовлен проект постановления Правительства КР «Об утверждении Положений, регламентирующих порядок предоставления государственного имущества в аренду, хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное временное пользование», который в настоящее время находится на согласовании.

Необходимость совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей порядок предоставления государственного имущества в аренду с учетом ошибок, возникших при проведении пилотных аукционов, отражена в направленном Бизнес-омбудсменом в адрес Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики и государственного предприятия «Дирекция по управлению объектами» Акте реагирования № 03/069 от 29 мая 2020 года в форме Рекомендации, а также Акте реагирования № 04/157 от 01 сентября 2020 года в форме Представления.

Так, в результате отсутствия однозначного регулирования в нормативных правовых актах Правительства вопросов пролонгации договоров аренды, добросовестные арендаторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в арендованных государственных помещениях, вынуждены приостанавливать деятельность. Указанные  обстоятельства могут привести не только к снижению налоговых и иных поступлений в бюджет от экономической деятельности, но и к росту социальной напряженности в обществе. 

В связи с чем, в проекте учтена необходимость регламентации вопросов пролонгации договоров аренды, истекших с начала проведения пилотных аукционов на электронной торговой площадке, в том числе в целях исключения коррупциогенных факторов. В разработанном проекте  пролонгация предусмотрена как в отношении всех договоров, ранее заключенных в соответствии с Положением о порядке предоставления государственного имущества в аренду, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 июня 2015 года № 374, по которым арендаторы продолжают фактически пользоваться государственным имуществом, так и в отношении договоров, предметом аренды в которых являются объекты недвижимости, включенные в списки памятников истории и культуры Кыргызской Республики республиканского и местного значений, а арендаторы продолжают свою деятельность в сфере образования и просвещения, искусства и культуры, библиотечного, музейного и архивного дела, или реализации печатной (книжной) продукции. Кроме того, указанным проектом разрешены проблемные вопросы определения порядка сдачи в аренду государственного имущества, путем единого нормативного правового регулирования. 

Принять участие в электронных торгах на право заключения договоров аренды государственного имущества, проводимых в соответствии с действующим постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении положений, регламентирующих порядок приватизации и аренды государственного имущества на пилотных аукционах в электронном формате» от 18 августа 2017 года № 507, Вы можете, перейдя по ссылке https://etp.okmot.kg/fugi/.

Порядок определения размера арендной платы за пользование государственными объектами недвижимости определен:

  • постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 декабря 2014 года  № 758 «Об утверждении Порядка определения размера платы за пользование жилым помещением (квартирной платы) в домах государственного жилищного фонда» – для жилых объектов;
  • принятым в рамках делегированных нормотворческих полномочий приказом Министерства экономики «Об утверждении Инструкции о порядке начисления арендной платы за пользование государственными сооружениями, зданиями, в том числе административными» от 26 января 2016 года № 8  – для нежилых объектов;
  • приказом Министерства экономики КР от 24 февраля 2020 года № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке определения размера стартовой арендной платы для проведения торгов на право заключения договоров аренды земельных участков государственных землепользователей» – для земельных участков государственных землепользователей, предоставляемых в пользование согласно постановлению Правительства КР от 09 октября 2019 года №535 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности».

Порядок распределения доходов от аренды государственного имущества определен Бюджетным кодексом Кыргызской Республики и Кодексом Кыргызской Республики о неналоговых доходах.


Вопросы учета и инвентаризации государственного имущества регулируются:

  • принятым в рамках делегированных нормотворческих полномочий приказом Фонда по управлению государственным имуществом от 24 февраля 2017 года №1 «Об утверждении пакета документов, регламентирующего процесс инвентаризации и учёта государственного имущества в Кыргызской Республике» (Методические указания по проведению инвентаризации государственного имущества, Методические инструкции по ведению межведомственной автоматизированной информационной системы Единый реестр государственного имущества МАИС ЕРГИ и др.);
  • принятым в рамках делегированных нормотворческих полномочий приказом Фонда по управлению государственным имуществом № 511 от 16 октября 2017 года «Об утверждении Методических рекомендаций по определению среднерыночной стоимости государственных основных фондов в Кыргызской Республике»; 
  • постановлением Национального статистического комитета Кыргызской Республики от 1 марта 2017 года № 5 «Об утверждении Государственного классификатора основных фондов».


Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение