Управление государственной собственностью

            

Компетенция государственных органов в сфере управления государственным имуществом и порядок отчуждения государственной собственности определены в Законе Кыргызской Республики «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике» от 2 марта 2002 года № 31.


В 2012 году в рамках административной реформы произошло разграничение функций выработки политики и функций по ее непосредственной реализации в следующих отраслях:

1)         управление государственным имуществом;

2)         банкротство и его предупреждение;

3)         оценочная деятельность.

Функции выработки политики в указанных сферах, ранее находившиеся в Фонде по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики, были переданы Министерству экономики Кыргызской Республики.

С этого времени министерством была начата работа по следующим направлениям:

1)         оптимизация структуры госсобственности;

2)         повышение прозрачности управления госсобственностью;

3)         повышение эффективности управления компаниями с госучастием.

В первую очередь было принято решение минимизировать политическое вмешательство в процесс отбора кадров в органы управления акционерных обществ с государственным участием.

20 июля 2012 года принято постановление Правительства № 513, которым был внедрен механизм формирования на конкурсной основе резерва кадров кандидатур в органы управления государственных компаний. Необходимо отметить, что ранее кандидатуры представлялись в Фонд по управлению государственным имуществом отраслевыми министерствами и ведомствами напрямую, без учета рассмотрения квалификации и опыта работы кандидатов, что, несомненно, имело коррупциогенные последствия.

19 декабря 2014 года принято постановление Правительства № 716, в соответствии с которым порядок формирования резерва кадров стад более объективным, а также была усилена роль межведомственной комиссии при выдвижении кандидатур из резерва управленческих кадров. Следует отметить, что в состав данной комиссии помимо сотрудников отраслевых госорганов входят представители гражданского сектора и эксперты.

20 мая 2015 года принято постановление Правительства № 306, которым утвержден механизм оценки деятельности государственных представителей в совете директоров и ревизионных комиссиях АО. В настоящее время согласной данной методике Фонд по управлению государственным имуществом 2 раза в год проводит объективную оценку работы каждого члена совета директоров. 

Также министерством был инициирован вопрос сокращения количества государственных предприятий. В 2012 году была создана комиссия по проведению оптимизации деятельности государственных предприятий (постановление Правительства от 30 ноября 2012 года № 804), которую возглавил председатель Фонда по управлению государственным имуществом.

Задачей комиссии было внесение предложений по реорганизации и ликвидации неэффективных государственных предприятий, реструктуризация непрофильных активов государственных предприятий. Однако, к сожалению, в виду наличия определенных ведомственных интересов работа по оптимизации государственных предприятий не нашла своего логического завершения.

В этой связи министерством были разработаны и постановлением Правительства от 14 ноября 2016 года №577 утверждены Методические рекомендации по определению экономической целесообразности функционирования госпредприятий. В настоящее время в соответствии с указанными критериями Фондом подготовлены предложения по ликвидации, реорганизации и акционированию государственных предприятий.

Также Министерством было инициировано решение о ликвидации 114 нефункционирующих государственных предприятий (постановления Правительства №196 от 11 апреля 2016 года и от 8 февраля 2017 года № 81).

Принят ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение прозрачности процедур приватизации и использования государственного имущества балансодержателями.

В законодательство о приватизации в 2012 и 2014 годах внесены поправки, позволяющие проводить торги по приватизации на электронных торговых площадках. Также был утвержден порядок реализации акции госкомпаний на фондовом рынке.

В законодательство введены нормы в части обязательного опубликования информации о предстоящих торгах и результатах сделок по приватизации государственного имущества. Установлен конкретный срок оплаты за приобретенное государственное имущество. 

Утверждено Положение о порядке списания основных средств, находящихся на балансе государственных предприятий. Необходимо отметить, что ранее списание активов производилось предприятиями самостоятельно и бессистемно.

Также был пересмотрен механизм сдачи государственного имущества в аренду путем внедрения практики проведения открытых аукционов и конкурсов, отмены субаренды, усиления контрольных полномочий Фонда по управлению государственным имуществом в части проверки целевого использования государственного имущества. Также введены нормы, направленные на  недопущение срыва торгов на право заключения договоров аренды государственного имущества и привлечение к аукционам добросовестных участников, имеющих действительные намерения заключить договор аренды.

26 мая 2018 года принята новая редакция Закона «О доверительном управлении государственным имуществом», что даст толчок для практического применения современных механизмов привлечения инвестиций, альтернативных привычной приватизации.

В целом дальнейшая политика управления государственным имуществом будет акцентирована на следующих направлениях:

  • пересмотр системы управления государственными компаниями в зависимости от целей участия государства в их деятельности, с учетом текущих и долгосрочных приоритетов государственной политики в конкретной отрасли;
  • продвижение политики оптимизации государственного сектора по итогам анализа экономической целесообразности функционирования каждого отдельного государственного предприятия и хозяйственного общества с государственным участием;
  • формирование перечней государственных предприятий и хозяйственных обществ с государственным участием, подлежащих акционированию, приватизации, ликвидации, реорганизации, передаче в доверительное управление, в отношении которых целесообразно инициирование проектов ГЧП в установленном законодательством порядке.
  • четкое разграничение функций и полномочий по управлению государственными предприятиями и хозяйственными обществами с государственным участием между отраслевыми государственными органами и уполномоченным органом в сфере управления государственным имуществом;
  • рассмотрение вопроса перехода к холдинговой форме управления государственными хозяйствующими субъектами. 

Сайт Фонда по управлению госимуществом

Опрос
Онлайн обращение