Системный анализ регулирования

Министерством в марте 2015 года была запущена регулятивная реформа, направленная на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса в Кыргызстане и, как следствие, экономическому развитию страны – «Системный анализ регулирования».

Цель реформы - упрощение законодательной базы в сфере предпринимательства, радикальное изменение инвестиционного климата в Кыргызстане, минимизация коррупции и создание благоприятных условий для национальных и зарубежных инвесторов.

Суть реформы в том, чтобы избавиться от дублирующих, бессмысленных и наиболее проблемных законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Кыргызстане. 

Основные выгоды для Кыргызстана  от проведения регулятивной реформы:

•          мощный политический посыл для потенциальных инвесторов, бизнес-сообщества и общественности о том, что Правительство КР проводит эффективную широкомасштабную регулятивную реформу совместно со всеми госорганами;

•          законодательная база в сфере предпринимательства упрощается, создавая более благоприятные условия для бизнеса и инвестиций и сокращая возможности для коррупции;

•          создание более простой и эффективной системы государственного управления (возможно, будут рекомендации по пересмотру отмене ненужных функций);

•          снижение возможности для коррупции путем упрощения излишне сложных положений и ограничения чрезмерной свободы действий, предоставленных должностным лицам;

•          в 34-х задействованных госорганах был создан штат подготовленных  экспертов, обученных и имеющих опыт в проведении регуляторной реформы наряду с современными тенденциями;

•          укрепление государственно-частного диалога между государством и бизнесом;

•          обеспечение реализации Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 гг.

Процесс реформы

Сам процесс реформирования состоит из трех этапов: инвентаризации НПА, их анализа и оценки и рекомендаций Правительству по поводу того, аннулировать конкретный НПА, изменить или оставить нетронутым.

С марта этого года государственные органы приступили к тотальной инвентаризации нормативно-правовых актов, каждый из которых будет подвергнут анализу на предмет законности, обоснованности, наличия коррупционных механизмов, дружественности бизнесу. Лишние и неэффективные правовые акты будут рекомендованы к аннулированию. В инвентаризации и выработке соответствующих рекомендаций будут участвовать как сами госорганы, так и частный сектор, который рассматривает предлагаемые госорганами рекомендации, проводит обсуждение с заинтересованными сторонами, участвует в инвентаризации, анализе и оценке действующих НПА и вносит свои рекомендации по итогам проведенной работы. 

Это будут совместные действия государства и бизнеса, что позволит учесть интересы обеих сторон. Персональную ответственность за результат несут руководители самих министерств и ведомств, так что в их интересах подвергнуть дотошному изучению каждый свой нормативный документ. В Кыргызстане подробная комплексная инвентаризация проводится впервые.

Субъекты проводимой реформы:

- Совет по регулятивной реформе под председательством Премьер-министра, который является  совещательным органом;

- Секретариат Совета в лице Министерства экономики;

- Рабочий орган Совета - Отдел по регулятивной реформе;

- 33 государственных органа;

- Бизнес-сообщество.

Вся реформа прошла в 3 этапа:

1-й этап - инвентаризация НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность, составление исчерпывающего перечня НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность.

На данном этапе:

- были обучены 84 члена рабочих групп из 34 госорганов по проведению инвентаризации и заполнению базы данных «Е-гильотина», в 34 государственных органах были созданы рабочие группы;

- 72 127 документов прошли первичный анализ (инвентаризацию);

- 1 487 документов, выявлены рабочими группами;

-   864 документов дополнены бизнес-сообществом и экспертами;

- 1996 административные процедуры, выявлены в ходе инвентаризации НПА;

- 247 приоритетные административные процедуры подлежат анализу и оценке в приоритетном порядке.

Таким образом, Советом по итогам первого этапа был утвержден Перечень НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность в количестве 1068 НПА, в том числе 3388 документов.

2-й этап – углубленный анализ и оценка НПА госорганами и бизнес-сообществом  для выявления  НПА, необоснованно препятствующих бизнесу, оценки соответствия каждого НПА на предмет законности, необходимости, дружелюбности к бизнесу, исключению коррупциогенности;

На данном этапе 34 задействованных госоргана совместно с рабочим органом Совета провели анализ и оценку НПА.

3-й этап - разработка и подготовка отделом по регулятивной реформе рекомендаций, направленные на сокращение издержек при ведении бизнеса, что позволит сократить расходы государства и частного сектора, высвободить ресурсы для инвестирования и обеспечения экономического роста.

На сегодняшний день, по итогам данного анализа Советом по регулятивной реформе приняты рекомендации к 1068 нормативным актам и направлены на исполнение государственным органам. Из них предлагается признать утратившими силу - 261 нормативный акт, внести изменения в 209 нормативных акта, остальные оставить как есть.

По оценке экспертов, экономический эффект от реализации предложенных рекомендаций может составить экономию в размере 2 354,6 млн сомов, что позволит сэкономить нашим предпринимателям порядка 10,8 млн. часов.

Данные рекомендации были приняты 7 июля, 13 декабря 2016 года, 8 июня и 1 декабря 2017 года Советом по регулятивной реформе, председателем которого является Премьер-министр КР.

«e-Guillotine»

Большую техническую и экспертную поддержку для такого сложного/комплексного  проекта оказал Центр ОБСЕ, пригласив международную компанию «Jacobs, Cordova&Associates». Данная фирма является ведущей организацией в мире в области регулятивной реформы и разработчиком специальной программы «e-Guillotine».   Этот метод является наиболее эффективным и быстрым инструментом по пересмотру законодательства и выявлению механизмов, являющихся экономически неэффективными и нецелесообразными. 

Метод «e-Guillotine» представляет собой реестр всех НПА,  который предусматривает ведение так называемого досье на каждый нормативно-правовой акт, анализ его по определенным критериям (законность, целесообразность, дружественность бизнесу, наличие коррупционных лазеек и т.п.), оценку экономического эффекта, включая возможные издержки, мониторинг и т.д. 

Он успешно применялся в 12-ти странах, помог сократить и упростить более 25 тысяч нормативно-правовых актов, что позволило бизнесу сэкономить более 7,8 миллиарда долларов в год. 

Более подробную информацию можно узнать на сайте http://sar.kg/




Опрос
Онлайн обращение