Анализ регулятивного воздействия

         Что такое анализ регулятивного воздействия?
         Анализ регулятивного воздействия впервые в Кыргызской Республике был внедрен в 2007 году.
В 2007 году было принято постановление Правительства КР «О методике анализа регулятивного воздействия  нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства». В данной Методике были определены цели, задачи и порядок проведения анализа регулятивного воздействия.
    С того момента, проекты нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность подлежат анализу регулятивного воздействия.
   Одним из главных инструментов при принятии управленческого решения нормотворческим органом проекта НПА, затрагивающего предпринимательскую деятельность, является анализ регулятивного воздействия.
      Анализ регулятивного воздействия (далее – АРВ) - процесс определения проблем, целей регулирования и выбора альтернативных вариантов регулирования, а также обоснования государственного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства. Результатом проведенного  АРВ является аналитическая записка, в котором также содержится обоснование государственного регулирования, на основе которого разрабатывается проект НПА.
       АРВ проводится в отношении нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные государственные органы, органы местного самоуправления при проведении АРВ к проектам  нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность должны руководствоваться постановлением Правительства КР от 30 сентября 2014 года №559 «Об утверждении Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства». 

        Критерии качественно проведенного АРВ:
- выполнение требований Методики и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики;
- соответствие документа АРВ (Аналитическая записка) требованиям формата документа АРВ;
- аргументированность выводов и рекомендаций в документе АРВ, включая прогноз воздействия НПА;
- достоверность информации, на основе которой сделаны выводы (расчеты);
- использование всех аналитических инструментов, необходимых для проведения качественного АРВ. 

        Часто допускаемые ошибки разработчиками АРВ при проведении АРВ

   При проведении АРВ государственными органами в подавляющем большинстве случаев допускаются следующие нарушения требований, установленные Методикой проведения АРВ:

1.  Неправильное определение и описание проблем:

На этапе определения проблем, формулировка проблем не соответствует описанию указанной проблемы;

2.  Определение корневой проблемы как «отсутствие нормативного правового акта»:

Отсутствие нормативного правового акта не является проблемой;   

3.  Не раскрытие масштабов проблем,  либо неправильное их определение;

Отсутствие анализа мнений заинтересованных сторон по каждой категории: предприниматели, физические лица и их объединения, государственные органы и не указываются влияние НПА на их интересы;

4.  Отсутствие доказательств либо оснований для государственного вмешательства при решении проблем;

5.  Отсутствие логической связи между этапами;

6.  Отсутствие правового, экономического и иных анализов, а также результатов общественных обсуждений для альтернативного варианта регулирования; 

7.  Отражение позиции только государственного органа или государства в целом:

Отсутствует четкая  позиция субъектов предпринимательства, ассоциаций и граждан;

8.  Отсутствие позитивных и негативных последствий для вариантов регулирования:

При описании регулятивного воздействия  и реализационных рисков каждого варианта регулирования, государственными органами описываются последствия выгодные для государства либо для государственного органа, описания негативного воздействия и рисков для деятельности субъектов предпринимательства отсутствуют.

9.  Отсутствие описаний норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, предусмотренные в проекте НПА;

10.  Отсутствие итогов общественного обсуждения проекта НПА;

11.  Отсутствие общественного обсуждения проекта АРВ. 

Также следует отметить, о том что при проведении АРВ государственными органами описывается ситуация в целом, это означает, что АРВ не раскрываются и не описываются требования и обязанности для субъектов предпринимательства, предусмотренные в проекте НПА.

   

      Министерство экономики Кыргызской Республики рекомендует государственным органам, разрабатывающих анализ регулятивного воздействия:

1. Оптимизировать работу по разработке АРВ и определить в государственном органе ответственное должностное лицо по предэкспертизе АРВ и предэкспертизе НПА на необходимость проведения АРВ;

2. Включать специалистов, прошедших обучение Методике проведения АРВ, в состав рабочей группы;

3. Возложить на специалиста прошедшего обучение предоставлять отчет об обучении и проводить обучение других специалистов данного государственного органа (сохранение институциональной памяти). 

4. Направлять в Министерство экономики Кыргызской Республики проект АРВ до его размещения на сайте Правительства Кыргызской Республики для общественного обсуждения, а также получать консультацию от  специалистов Отдела регулирования лицензионно-разрешительной деятельностью и АРВ Министерства экономики КР по вопросам проведения АРВ.

За дополнительной информацией можно обратиться в Отдел регулирования лицензионно-разрешительной деятельностью и АРВ Министерства экономики Кыргызской Республики

Телефоны: 0 312 620535 (150, 149, 242), 0 312 624985

Опрос
Онлайн обращение