Протокол I заседания Координационного совета по защите прав потребителей

ПРОТОКОЛ 

Заседания Координационного совета по защите прав потребителей 

при Министерстве экономики Кыргызской Республики



« 23 » ноября 2018 года                                                                          № 1



Место проведения: 


Большой зал,

Министерство экономики 

Кыргызской Республики.


Повестка дня:


  1. Вступительное слово Председателя Координационного совета 

– заместителя министра экономики Э. Абакирова.

      2. О работе Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики в сфере зашиты прав потребителей,  проблемных вопросах в данной сфере. 

Докладчик: директор Госагентства – Ш. Сабиров. 

      3. О проблемных вопросах в сфере защиты прав потребителей по направлениям деятельности государственных органов и общественных объединений. 

Докладчики: члены Координационного совета. 

      4. О необходимости совершенствования защиты прав потребителей, обсуждение предложений по совершенствованию Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей».

      5. Обсуждение организационных вопросов деятельности Координационного совета.


Присутствовали: 

                                                           

Мамбеткулов Ш. - заместитель директора Государственного агентства 

антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики;

Сыдыканов А. - заместитель директора Департамента профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики ;

Шерипов Э. заместитель директора Государственного агентства охраны 

окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики;

Маматов И. начальник управления антимонопольной политки и развития государственных услуг Министерства экономики;

Алыкулова Н. - начальник управления Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики;

Ахмеджанова А. - начальник управления метрологического надзора Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве 

Кыргызской Республики;

Дикамбаева Ч. - Начальник отдела сертификации пищевой и сельскохозяйственной продукции Бишкекского центра испытаний, сертификации и метрологии Центра по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики;

Ибрагимов Р. - заведующий отделом экономики мэрии г. Бишкек;

Кожошева Ж. - заведующий отделом антимонопольной политики Министертсва экономики;

Шайкидинов К. - заведующий отделом экономики и финансов муниципальной администрации мэрии г. Бишкек по Свердловскому административному району; 

Кожогулов Б. - инспектор отдела координации транспортного контроля Агентства автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики;

Ким Е.  – главный специалист отдела лицензирования и контроля Государственного агентства по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве Кыргызской Республики;

Бердибекова А. – менеждер по коммуникациям Сети общественных центров по защите прав потребителей электроэнергии «Юнисон Групп»

Кулубаев Т. - ведущий специалист отдела антимонопольной политики Министертсва экономики.


Отсутствовали: 


Туйбаева А. – заместитель председателя Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики;

Акимжанов Д. – специалист управления правового обеспечения и кадровой работы Министерства образования и науки Кыргызской Республики


Пункт № 1 


Вступительное слово Председателя Координационного совета



В связи с отсутствием председателя и заместителя председателя Координационного совета, заседание открыл начальник управления антимонопольной политики и развития государственных услуг Министерства экономики - И. Маматов. 

Поприветствовав присутствующих, рассказал об основаниях, послуживших к возобновлению работы Координационного совета по защите прав потребителей, отметив необходимость совершенствования нормативных правовых актов и активизации деятельности в данной сфере и взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей.


Пункт № 2 


О работе Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики в сфере защиты прав потребителей, проблемных вопросах в данной сфере.



По данному пункту Повестки дня заседания с докладом выступил заместитель директора Ш. Мамбеткулов. 

Поприветствовав членов Координационного совета, заместитель директора отметил, что развитие сферы защиты прав потребителей осуществляется в русле общего курса экономических, социальных и правовых реформ с учетом институциональных преобразований и влияния конкуренции на экономическое положение граждан на потребительском рынке, подчеркнув при этом, что без полноценной защиты потребительских прав невозможно организовать справедливый, честный и конкурентоспособный рынок.

Также Ш. Мамбеткулов сообщил об итогах 9 месяцев работы Госагентства по контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, об осуществляемом Госагентством мониторинге на предмет наличия POS-терминалов для приема и обслуживания банковских платежных карт в торгово - сервисных предприятиях, сделок по реализации товаров (работ, услуг) потребителям, осуществляемых при помощи сети "Интернет". 

В сфере продажи потребительских товаров и оказания отдельных видов услуг посредством сети "Интернет" существует проблема неурегулированности деятельности агрегаторов, то есть субъектов предпринимательской деятельности, которые, формально не являясь реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров (услуг), информация о которых в значительных масштабах (объемах) аккумулируется агрегаторами на своих ресурсах (сайтах в сети "Интернет"). Ш. Мамбеткулов отметил о необходимости повышения цифровой грамотности потребителей.

В настоящее время со стороны администраций торговых точек г. Бишкек наблюдаются определенные работы по предоставлению информации потребителям на государственном языке в виде приклеивания стикеров. Однако, информация представленная таким образом, является не читаемой, так как шрифт текста маленький, кроме этого в   процессе эксплуатации  данного товара информация стирается. 

Госагентством в настоящее время прорабатываются данный вопросы, проводит с субъектами предпринимательства разъяснительную работу без применения каких либо штрафных санкций в целях предупреждения нарушений.

 Относительно проблемных вопросов в сфере защиты прав потребителей, Ш. Мамбеткулов выделил нижеследующие проблемы:

1. Отсутствие современных лабораторий.

В процессе реализации функций Госагентство сталкивается с проблемой отсутствия соответствующих современных лабораторий для проведения экспертиз, на основании которого представлялась бы возможность формировать доказательную базу в спорных вопросах. По словам Ш. Мамбеткулова, на сегодняшний день в КР отсутствуют соответствующие мировым требованиям лаборатории по проведению экспертизы сложнотехнических товаров, как сотовые телефоны, компьютеры, электротехника и.т.п.

2. Отсутствие в законодательстве понятия «мониторинг».

Согласно позиции Госагентства, одним из эффективных форм (методов) государственного регулирования торговой деятельности является - мониторинг торгового объекта. В законодательстве КР о внутренней торговле КР отсутствует понятие мониторинг торговых объектов.

В настоящий момент периодически со стороны субъектов предпринимательства поднимается вопрос, насколько правомерно Госагентство проводит визуальные осмотры, к примеру, в торговых объектах, где зачастую обнаруживаются грубые нарушения, которые могут угрожать здоровью потребителя. 

 В этой связи, в целях регламентации работы по государственному регулированию и контролю торговой деятельностью на территории Кыргызской Республики со стороны уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, Госагенство считает необходимым внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об упорядочении торговой деятельности на территории Кыргызской Республики» от 30 сентября 2014 года № 560» понятие мониторинг

3. Непредставление предпринимателями чеков, либо документов, подтверждающих факт приобретения товаров (работ, услуг) на рынках (базарах).

На рынках в силу объективных причин потребителям не представляются чеки, документы подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), Госагентство придерживается позиции, что непредставление чека не является основанием отклонения жалобы, хотя основанием рассмотрения жалобы в соответствии со ст. 17 ЗКР «О ЗПП», является именно документ подтверждающий факт приобретения.

4. Защита прав потребителей в сфере долевого строительства.

Исходя из статистики обращений граждан в Госсагентство, строительный рынок также требует внимания, так как зачастую происходит обман потребителя приобритаемых жилые квартиры, дома в том числе по договорам долевого участия. 

Основными проблемами в данном направлении являются несоответствие квадратуры приобретаемого жилья к договорным обязательствам; затягивание сроков исполнения; несоотетствие качеству, стандартам и гостам; ущемляющие права потребителя условия договора и.д.р.

В части защиты прав потребителей, отсутствие нормативной базы припятствует Госагентству полноценно осуществлять защиту потребителей

5. Штрафы за нарушение прав потребителей.

В действующем законодательстве штрафы за нарушение прав потребителей варьируются от 300 сомов до 15000 сомов. После вступления в силу Кодекса КР «О нарушениях», за антимонопольным органом закреплена лишь 270 ст. Нарушение правил фасовки товара или продажи (реализации) фасованного товара влечет наложение штрафа 1 категории. Продавец, оплатив незначительный штраф, может продолжать свою деятельность, поскольку Кодекс будет иметь более высокую юридическую силу, предусмотренные Законом КР «О ЗПП» нормы наделяющие Госагентство функцией ЗПП будут номинальными и бездейственными.

В этой связи, Госагентство просит Координационный совет рекомендовать изучить данную проблему и вынести соответствующее решение для дальнейшей рекомендации в МЭ КР.

6. Защита прав потребителей с ограниченными возможностями здоровья.

Уязвимое положение людей с ограниченными возможностями как потребителей, как правило, связано с неготовностью хозяйствующих субъектов участвовать в создании для этой социальной группы недискриминационных условий для приобретения различного рода товаров (работ, услуг) (прежде всего, по созданию безбарьерной среды), в непонимании проблем или в пренебрежительном отношении к проблемам людей с ограниченными возможностями.

Граждане старшего поколения, как правило, обладают недостаточным потребительским опытом при приобретении инновационных товаров и услуг, содержащих сложные договорные условия (банковские, страховые, риелторские, платные медицинские услуги). В отношении указанной категории потребителей особую значимость приобретают требования потребительского законодательства, устанавливающие обязанности по доведению полной и достоверной информации о приобретаемых товарах и услугах, а также по недопущению навязывания дополнительных услуг. Зачастую граждане старшего поколения становятся основной целью мошенников, реализующих дорогостоящие товары с не соответствующими действительности характеристиками (медицинские изделия, биологически активные добавки к пище, косметические средства).

В этой связи Госагентство считает необходимым совершенствовать законодательство КР о защите прав потребителей по повышению потребительской доступности товаров (работ, услуг) (в том числе их физической доступности) для людей с ограниченными возможностями и населения старшего поколения.


Пункт № 3 


О проблемных вопросах в сфере защиты прав потребителей по направлениям деятельности государственных органов и общественных объединений



По данному пункту была заслушана информация менеждера по коммуникациям Сети общественных центров по защите прав потребителей электроэнергии «Юнисон Групп» -  Бердибекова А.

Согласно информации представителя Сети общественных центров по защите прав потребителей электроэнергии «Юнисон Групп», данная сеть общественных центров ведет работу по повышению общественной осведомленности среди широкого круга лиц по вопросам энергетики, повышения энергоэффективности и защиты прав потребителей энергии.

Озвучена информация о работе сети общественных центров, а также были выделены нижеследующие проблемные аспекты в сфере защиты прав потребителей энергии.

  1. Тарифная политика на электроэнергию.

Согласно действующей тарифной политике, норма, которая предусматривает понятие «социальной нормы потребления электроэнергии в месяц» в 700 кВтч по 70 тыйын/кВтч в месяц, была принята постановлением Правительства КР №660 от 20 ноября 2014 года, в справке-обоснованию к которому было указано, что энергосистема республики не может обеспечить потребителей в достаточном количестве электроэнергией для использования ее на цели отопления в 2014-2017 году. При потреблении свыше 700 кВтч в месяц, потребители на данный момент продолжают оплачивать по средневзвешенному тарифу для населения, установленного в размере 216 тыйын.

Согласно информации представителя Сети общественных центров, в связи с тем, что энергосистема республики с 2015 год генерирует и полностью обеспечивает внутренний спрос в зимнее время электроэнергией, считает необходимым пересмотреть тарифную политику, учитывая, что действующая тарифная политика была принята до 2017 года.

  1. Оспаривание качества электрической и тепловой энергии.

Представитель сети общественных центров отметил, что в настоящее время потребителям электроэнергии сложно оспорить качество электрической и тепловой энергии, в связи с тем, что отсутствует механизм отказа оплаты за низкое качество электрической и тепловой энергии. На основании указанного, отметил о необходимости разработки процедуры мониторинга качества поставляемой энергии конечным потребитлеям, с эффективным механизмом реагирования на несоответствие показателей техническим стандартам.

Также, в целях повышения прозрачности процедур, были озвучены предложения по рассмотрению следующих вопросов: 

- подключения потребителей к электроэнергии, в связи с отсутствием четкого механизма получения разрешения по подключение;

- совершенствования учета потребления энергии (электро/тепловой энергии, газа и т.д.) в связи с развитием технологий  и введением новшеств;

- пересмотра структуры и определения статуса Центров по качеству обслуживания при распределительных компаниях и схемы их подотчетности для повышения независимости их решений.



Обсудив озвученные проблемы, принято решение:



  1. Принять к сведению информацию Госагенства антимонопольного регулирования о проводимой работе в сфере защиты прав потребителей, о проблемных вопросах в данной области, а также информацию Сети общественных центров по защите прав потребителей электроэнергии «Юнисон Групп».
  2. В связи с тем, что во II квартале 2019 года запланировано внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей», всем членам Координационного совета изучить действующее законодательство в сфере защиты прав потребителей по направлениям деятельности и представить предложения по его совершенствованию до 28 декабря 2018 года.
  3. Поручить секретариату Координационного совета, по мере получения от членов Координационного совета предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей, разработать в установленном порядке проект решения.





Опрос
Онлайн обращение